Наталья Савченко: «Я – за актёрский театр»

Назад

04 декабря 2020 04:12

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Тульский академический театр драмы

Юбилей Натальи Савченко Тульский академический театр драмы отметил бенефисом — спектаклем «Прощальный смех» по пьесе американского драматурга Пола Эллиотта. Наталья Петровна рассказала «Молодому коммунару» о том, что значит для неё звание народной артистки РФ, которое она получила в этом году — и насколько сложно работать актёрам в период пандемии.

Принцип: не навреди

— Звания «Народный артист России» удостаивается пять человек в год, и это не только артисты драматических театров, но и музыканты, цирковые, кукольники… В эту пятёрку попасть очень сложно, особенно если ты работаешь не в столичном, а провинциальном театре. Считайте, что я выиграла миллион,— шутит Наталья Петровна.— Конечно, такое звание — это статус. Но статус в первую очередь — нашего театра, и если он связан с моим именем, мне остаётся только гордиться. Я всегда была общественницей: «раньше думай о Родине, а потом о себе»…

Когда мне позвонили из театра и сказали о присвоении звания, сначала до конца не осознала, что произошло. А потом подошла к шкафу, где за стеклом стояла фотография мамы и сказала: «Мамочка если бы только знала…» Это было в период самоизоляции, когда мы не работали. В августе возоб — новились репетиции, в сентябре театр открыли для зрителей — и вот тогда я начала понимать степень ответственности. Нет, не стала играть лучше — всегда старалась работать так, чтобы было не стыдно, чтобы можно было спокойно спать ночью. Просто в какой-то момент, выходя на сцену, почувствовала: то, что я делаю, приобрело другой вес, другую значимость….

Полугодовой простой для Натальи Савченко был очень тяжелым периодом. Вначале она была уверена, что это пауза на неделю, максимум две.

— Потом поняла: это происходит не только в Туле и в России — вся планета остановилась. Первый месяц находилась в состоянии шока, не могла ни читать, ни что-то смотреть. А однажды подошла к книжной полке, взяла в руки четвертый том Анатолия Эфроса — и с этого момента начала читать, но только профессиональную литературу о театре, художественную — нет,— рассказывает Наталья Петровна.— Смотрела записи спектаклей разных режиссёров, в обычной жизни для этого нет времени. Случилось много открытий, самое главное — спектакль молодого режиссёра Александра Молочникова «19.14» о Первой мировой войне. Потрясающая работа. Большое впечатление произвёл спектакль «Эмилия Галотти» немецкого режиссёра Михаэля Тальхаймера — у него совсем другой театр, театр Брехта…Там такая актёрская техника! Иногда коллеги меня упрекают в том, что я консерватор, скептически отношусь к современному театру. На самом деле это не так. Просто я считаю неправильным придумывать что-то новое только для того, чтобы всех поразить, тем более что на самом деле практически всё уже было придумано раньше. Для меня главное — мысль, содержание, процесс, который становится новостью и событием. Наша ответственность за то, что и как мы говорим со сцены зрителю, очень высока. Принцип «не навреди» — не только для врачей, но и для нас…

Не только комедии

Сегодня тульские театры работают с ограничениями: заполняемость зала должна составлять не более 30%. В Москве и, с недавнего времени, в Санкт-Петербурге, требования ещё более жёсткие — не более 25%. Это вызывает протест театральных менеджеров: спектакли нерентабельны, организации работают в убыток. Есть и артисты, которые не готовы играть перед полупустым залом, для многих это стресс, суррогат полноценного существования на сцене.

— В нормальных условиях зал, заполненный на 30% — такое редко, но случалось — очень неприятно. Но сейчас, когда я вижу, что треть зала заполнена, чувствую огромную и искреннюю благодарность к каждому, кто пришёл на спектакль,— говорит Наталья Петровна.— Понимаю, что сегодня это поступок, и если человек это сделал, то театр ему действительно необходим. И совсем не только как зрелище или развлечение. Пандемия эту роль театра высветила, повысила значимость нас, артистов — и значимость зрителей…

Наталья Савченко предполагала, что в ковидно-депрессивное время комедия станет самым востребованным жанром. Оказалось, что это не совсем так. Нет, качественные, умные комедийные спектакли — тот же «Прощальный смех» — пользуются большой популярностью. Но ещё больше тульскому зрителю сейчас нужны драматические спектакли, заставляющие задуматься о том, зачем мы живём, как и почему к нам приходит любовь и что делает нас по-настоящему счастливыми. «Земля Эльзы», например. Это один из любимых спектаклей Натальи Савченко. Она рассказывает, какой особенный, искренний и горячий ответ зала ощущала, играя его совсем недавно. Артисты тонко чувствуют эмоциональный настрой зала и способны отличить аплодисменты как знак вежливости — от тех, что идут от сердца.

— Существуют театры режиссёрский и актёрский,— рассуждает Наталья Савченко.— В режиссёрском, как говорит мой коллега, актёр Геннадий Вершинин, мы — тюбики с краской на палитре, не больше. А в актерском театре артист — единица, а режиссёр ему помогает раскрыться, расти, развиваться. В таких театрах актёр может из «единицы» дорасти до «десятки». Я — за актёрский театр…

Актриса класса «А»

Недавно закончились съёмки полнометражного художественного фильма с рабочим названием «Я с вами» режиссёра Софьи Сафаевой. Главные роли в картине сыграли народные артистки России Наталья Савченко и Лика Нифонтова. Наталья Петровна, согласно контракту, не имеет права подробно рассказывать о фильме до его выхода на экран. При этом отмечает, что работа в этом проекте стала для неё важным профессиональным и человеческим опытом. Она познакомилась и подружилась с Ликой Нифонтовой, которую называет «актрисой класса „А“. Встречалась с приезжавшим на съемки мужем Лики — известным режиссёром Сергеем Урсуляком. К слову, в фильме Урсуляка „Тихий Дон“ Наталья Савченко тоже снималась, но в небольшой роли, и тогда познакомиться с Сергеем у неё не было возможности.

Когда-то Наталья Петровна сожалела о том, что «роман» с кинематографом у неё как-то не сложился. Потом начала сниматься, но в маленьких, эпизодических ролях и в какой-то момент сказала себе, что всё — больше делать этого не будет вообще. И вот — большая серьёзная работа…

А нам остаётся с нетерпением ждать момента, когда можно будет увидеть фильм, в котором снялась Наталья Петровна,— и надеяться, что в её творческой жизни будет еще много интересных и ярких ролей в театре и кино.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных