«Главная ценность в жизни — близкие люди»

Назад

19 февраля 2021 05:56

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: автора и предоставлено ТАТД

26 февраля в Тульском академическом театре драмы состоится бенефис заслуженного артиста России Геннадия Вершинина — спектакль «Бесприданница» по пьесе А. Н. Островского, в котором Геннадий Петрович играет Робинзона. 

«Не моё время»

Бенефис объявлен по случаю 70-летнего юбилея, который Геннадий Вершинин отметил 9 февраля. В Тульском академическом театре драмы артист работает с 1987 года. За это время он сыграл множество ярких, незабываемых ролей. Среди них — Фигаро в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро» П. Бомарше, Счастливцев в «Лесе» А. Н. Островского, Штопнов в «Соколах и воронах» А. И. Сумбатова (Южина), Сарафанов в «Свидании в предместье» А. Вампилова, Наполеон в «Корсиканке» И. Губача, Эзоп в «Лисе и винограде» Г. Фигейреду…

В настоящее время Геннадий Петрович репетирует роль Афанасия Матвеевича Москалёва в спектакле «Дядюшкин сон» по повести Ф. М. Достоевского, который ставит художественный руководитель театра Дмитрий Краснов. Премьера должна состояться 5 марта.

— Мой герой — слабый человек, угнетённый семейными обстоятельствами, — рассказывает Геннадий Петрович. — Живет в ссылке, в деревне — он лишился своего места, как пишет Достоевский, «за неспособностию и слабоумием, возбудив гнев приехавшего ревизора». При этом живёт сам по себе и сам чистит свои сапоги — «из любви к искусству». Однако для меня важно не только то, что он слаб. Афанасий Матвеевич не любил общество, в котором жил, и сейчас чувствует себя, наконец, свободным, с глубокой самоиронией размышляет о том, кем был, к чему пришёл. А ещё Москалёв воспитал прекрасную дочь — он сам не смог бросить вызов, а она смогла, чем Афанасий Матвеевич гордится…

Геннадий Петрович говорит, что ценит прозу Достоевского за психологизм, умение показать самые разные, порой противоречивые стороны характера и судьбы человека. При этом отмечает, что ставить его произведения сложно, удачных спектаклей и экранизаций не так много. Впервые с этим автором он соприкоснулся много лет назад в Челябинске, во время постановки «Мальчиков» В. Розова по мотивам «Братьев Карамазовых» — об этой своей работе Вершинин вспоминает как об очень интересном и важном творческом опыте.

Спрашиваем, насколько созвучен Достоевский нашему времени, в котором всё постепенно упрощается.

— Это не моё время, не мой век. Многое не могу принять,— признаётся Геннадий Петрович.— Есть на телевидении передачи — «Синяя птица», например, в которых я вижу талантливых детей и радуюсь. Но это единицы, исключения. Такое ощущение, что цивилизация уходит, теряя наследие, накопленное тысячелетиями. Всё смывается массовой культурой… Но в каком бы времени ты ни жил, самое главное — сохранять достоинство…

Мечта о морях и дальних странах

Вершинин родился в Прибалтике, рос и учился на Алтае.

— Существует ли сибирский характер? Конечно. Я воспитан своими корнями — мой прадед Гордей был плотоводцем: валил лес и сплавлял его по Оби, участвовал в строительстве железной дороги на Новониколаевск (сейчас Новосибирск.— И. С. ). Дед Денис продолжал его дело и держал смолокурню: дёготь в Сибири — первая необходимость, — поясняет Геннадий Петрович. — Крепкие были мужики, многие воевали в Великую Отечественную. А двоюродный дед Костя на гражданской ногу потерял. Я был маленьким, но его помню: он для меня долблёную лодку сделал… Отец был военным, отказался делать то, что считал неправильным, партбилет на стол положил и получил 10 лет. Вышел по амнистии в 1957 году. Крутой характер…

В детстве Геннадий Вершинин хотел стать не актёром, а… капитаном дальнего плавания. Читал «Дети капитана Гранта», «Робинзон Крузо» — и мечтал о морях и дальних странах. Оказалось, не судьба. Поступил в речное училище, писал в Нахимовское морское — но не взяли по здоровью. А еще раньше, до капитана — лет в пять-шесть — хотел быть поваром. Наверное, потому, что есть хотелось постоянно. Отец в ссылке, мама одна бьётся, пытаясь прокормить детей — их было четверо в семье. Когда устроилась работать в офицерскую столовую, стало проще. Вершинин до сих пор помнит, как мама приносила домой жестяные банки из-под повидла, на дне и стенках часто что-то оставалось, и дети отводили душу…

В 1969 году Геннадий Вершинин устроился рабочим сцены в театр Барнаула. Был монтировщиком, потом администратором, иногда выходил на сцену как статист. В 1974 году окончил Новосибирское театральное училище, о котором вспоминает как о территории «свободы и волшебства». Сейчас Алтайский государственный краевой театр драмы носит имя В. М. Шукшина. Совпадение, но символическое.

— Шукшин мне всегда был близок, это просто моя кровь. И Высоцкий. Я этих людей чувствую на уровне атомов, — говорит Г. П. Вершинин.

После Барнаула был Ставропольский краевой театр им. М. Ю. Лермонтова, Ростовский театр драмы им. М. Горького, Челябинский театр драмы им. С. М. Цвиллинга, Чеченский русский театр им. М. Ю. Лермонтова. Вершинин переезжал из города в город вслед за своим режиссёром, его актёрская карьера складывалась очень успешно. А в Тулу его пригласил режиссёр Алексей Малышев, они были ранее знакомы. На этом театральное бродяжничество для Геннадия Вершинина закончилось: он женился на коренной тулячке и остался в нашем городе.

Нужно иметь право — выйти на сцену

…Геннадий Петрович отказывается называть любимые спектакли и роли, сыгранные в Тульском академическом театре драмы. Говорит, что так воспитан в профессии: артист должен отвечать за каждую свою работу. А отказался от роли он за всю жизнь только один раз, когда понял, что у некоего приглашенного режиссера, по сути, нет концепции будущего спектакля. Просто принимать красивые позы на сцене Вершинин не может — это вопрос профессионального достоинства.

— Для того чтобы выйти на сцену, нужно иметь право — нас так учили,— подчёркивает он.— А для этого нужно думать, понимать мир, понимать смысл человеческого существования: во имя чего ты рождён, что способен дать себе, своим близким, зрителям, стране, миру… Пусть пафос, но из этого пафоса складывалась ткань моего организма. Есть автор пьесы, есть режиссёр. Но актёр тоже соавтор — со своим пониманием, психофизикой, органикой…

О спектакле «Свидание в предместье» Геннадий Вершинин говорит как о примере замечательного взаимодействия с приглашенным в Тулу режиссером Александром Клоковым. Репетиции были настолько творческими и плодотворными, что артист записывал их на видео, получилось около полутора десятков кассет — они до сих пор хранятся у него дома.

— Хороший режиссёр тащит за собой, помогает, он замечает даже малейшую фальшь в отношениях с партнерами, доводит тебя до состояния, когда ты действительно начинаешь сопереживать, и слова даже становятся чем-то вторичным. Партнерство — самое святое на сцене,— убеждён Геннадий Вершинин.— И мне всегда в этом смысле везло. Николай Земцов, Виталий Базин, Валерий Жуков, Ольга Красикова, Наталья Савченко, Любовь Спирихина — у нас на сцене были моменты удивительного слияния…

…Родители Вершинина давно ушли из жизни. Нет больше его младших братьев и сестры. Геннадий Петрович с любовью рассказывает о своих сибирских родственниках, с которыми всё это время поддерживал и продолжает поддерживать очень теплые отношения:

— Я богатый человек. Главная ценность в жизни — близкие люди, и я счастлив, что они у меня есть…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных