Дом с мезонином в Крапивне

Назад

03 июля 2020 08:43

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: ТМИИ

В селе Крапивна Щёкинского района завершаются реставрационные работы дома купца Прянчикова. В сентябре в обновленном здании откроется музей. 

Константин и Павла

Новый музей будет иметь статус отдела Тульского музея изобразительных искусств, в постоянную экспозицию, соответственно, войдут предметы из фондов ТМИИ. Реставрация двух старинных крапивенских купеческих домов — Прянчикова и Астафьева — началась около двух лет назад в рамках подготовки празднования 500-летия Тульского кремля и городов Засечной черты.

— Дом Прянчикова десять лет назад был признан объектом культурного наследия регионального значения,— отмечает заместитель генерального директора Тульского областного объединения «Историко-краеведческий и художественный музей» Марина Кузина.— Это здание второй половины XIX века, с точки зрения архитектуры — традиционный для уездного города купеческий дом. Два этажа, мезонин, общая площадь — около 200 метров. Концепция будущей музейной экспозиции уже разработана, один из ее разделов мы планируем посвятить истории рода купцов Прянчиковых…

О роде Прянчиковых, предположительно вышедшем из Пушкарской слободы Крапивенского уезда, известно меньше, чем о других крапивенских купеческих фамилиях — Юдиных, Тимофеевских, Залесских, Астафьевых. Специалисты краеведческого музея, занимавшиеся генеалогическими исследованиями, отмечают, что бизнес, а вместе с ним и общественный вес купцов II гильдии Прянчиковых стали заметно расти к концу XIX — началу XX века. В это время представители большой и разветвленной семьи занимались «мелочной» торговлей: продавали хлебобулочные изделия и бакалею, ситец, картины, книги и т. п.

Самый известный представитель семьи — Константин Николаевич Прянчиков — остался в истории Крапивны как активный общественник и благотворитель. Вместе с родственниками он владел маслобойным заводом, занимался производством популярного в дореволюционной России конопляного масла, торговал бакалеей. Константин Николаевич входил в попечительские советы Крапивенской женской прогимназии и городского училища, состоял уполномоченным Крапивенского городского общественного управления, был городским старостой — и церковным старостой при Всехсвятском храме.

Прянчиков в 30 лет женился на девушке из обедневшего дворянского полтавского рода, выпускнице петербургского института благородных девиц Павле Михайловне Дмитриенко. Константин и Павла вырастили восьмерых детей.

Саврасов, Шишкин и Поленов

После революции 1917 года всё имущество семьи Прянчиковых конфисковали. В бывший купеческий дом сначала заселился райком партии, затем в нем размещалась коррекционная школа-интернат. В 1989 году для школы построили новое здание, дом Прянчикова опустел и стал разрушаться. Он ждал реставрации почти тридцать лет.

— Дом Прянчикова был выстроен на улице Чернской (сейчас улица Коммунаров), где жили все известные купцы и влиятельные люди,— рассказывает Марина Николаевна.— Очень красивое место: рядом спуск к реке Плаве, недалеко Никольская церковь. Исторический центр старинного уездного города постепенно восстанавливается и превращается в музей под открытым небом, который будет привлекать туристов…

По словам М. Н. Кузиной, экспозицию в доме Прянчикова планируется обновлять раз в полгода — год. При этом тематика двух основных разделов будет сохраняться: русское искусство конца XIX — начала XX века и современное искусство.

— В коллекции Тульского музея изобразительных искусств множество работ известных русских художников. В постоянной экспозиции невозможно представить все эти вещи, но мы можем их показать в Крапивне. Например, несколько этюдов Поленова и авторское повторение картины «Грачи прилетели» Саврасова,— уточняет М. Н. Кузина.

Она показывает саврасовских «Грачей» из фондов ТМИИ: эта авторская версия отличается от первой и самой известной форматом (слегка вытянута вверх) и габаритами. Краски более жесткие, переходы контрастные… Авторские повторения известных картин ценятся в музейном мире и всегда интересны широкому зрителю.

Также в экспозицию нового музея в Крапивне войдут пейзаж И. Шишкина «Весна на Ладожском взморье», «Морской залив со скалой» М. Воробьёва — прекрасного художника и учителя И. Айвазовского, «Охота при Петре I» С. Виноградова и т. д.

Конопляное масло как бренд

Музейные сотрудники подбирают старинную мебель, часы, фарфор, скульптуру, образцы декоративно-прикладного искусства — например, бисерное шитье,— всё это разместится в витринах крапивенского музея.

В раздел «Современное искусство» планируется включить работы художников XX — XXI веков, в том числе, конечно, тульских. А также — лучшие образцы народного искусства из коллекции ТМИИ.

Что же касается дома купца Астафьева — еще одной купеческой усадьбы в центре Крапивны, то в нем планируется открыть гостиницу для туристов и кафе — с акцентами на историческую кухню. Станет ли конопляное масло, в память у купце Прянчикове, одной из фишек будущего меню, пока неизвестно. Но эта идея кажется неплохой и вполне перспективной: еще один гастрономический бренд Тульской области не помешает…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных