Андрей Чукин: «Библейские времена — это то, что происходит сейчас»
24 ноября 2020 02:29
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
В Туле открылась юбилейная выставка Андрея Чукина. В экспозиции — около 70 работ, написанных в разные годы, самая ранняя — 27 лет назад.
Тишина и сосредоточенность
1 октября 2020 года Андрею Алексеевичу исполнилось 50 лет. В обычных обстоятельствах — безусловный повод для большой юбилейной выставки, и не только. Но сейчас, в период пандемии, юбилеи проходят непривычно тихо и без официозной помпы. Наверное, это не так уж и плохо. Тишина и сосредоточенность — те самые обстоятельства, в которых художники, существующие за пределами мейнстрима, чувствуют себя наиболее комфортно.
…Андрей Чукин с детства увлекался живописью. В 1991 году окончил Московское художественное училище имени 1905 года. Его творческим руководителем был выдающийся педагог, народный художник России,
— На выставке я старался показать наиболее значимые для меня работы в разных жанрах, но это оказалось не так просто,— признаётся Андрей Чукин.— Крупногабаритные сложно транспортировать, тем более сегодня. Лучшие «французские» приобретены в частные коллекции…
Запас холстов и красок
Франция — особый сюжет в жизни Андрея Чукина. Всё началось в 2002 году, когда он завоевал звание лауреата I премии на Всероссийском конкурсе молодых художников, а вместе с ним — творческую командировку в Париж, международный центр Ситэ… Общежитие и мастерские для лучших молодых художников со всего мира. В двух шагах —
Начало 2020 года Андрей Чукин провёл в Париже, потом на время уехал в предместья столицы Франции, затем в Бургундию. Успел побывать на выставках Леонардо да Винчи в Лувре и Эль Греко в
— Конечно, тогда я не предполагал, что это затянется так надолго, думал — максимум до начала лета,— говорит Андрей.
Затянулось не просто «надолго», а на неопределённое время. Чукин отмечает: для художника, который и в обычное время живет, как правило, изолированно, это не самое суровое испытание.
Конечно, есть сложности: художественный рынок в России
— В том, что касается работы, меня спасает большой запас холста и красок,— говорит Андрей.— Я всегда терял контроль над собой, когда заходил в хорошие магазины художественных материалов, покупал, когда была возможность — всё и в больших количествах. И сейчас это оказалось на руку…
На вопрос, что даёт Андрею жизнь и работа во Франции, он отвечает: понимание, что шедевры гениальных художников прошлого — совсем близко.
— Когда эталон рядом, ты предъявляешь к себе более высокие требования, повышаешь планку,— говорит он.
Жанры без границ
Вся творческая жизнь Андрея Чукина — это последовательное осмысление традиций европейского классического искусства. К вопросу о мейнстриме: на осторожные упрёки в «несовременности» он обычно отвечает так: современно всё то, что существует сегодня, и оно должно быть разным. И с этим спорить трудно.
В экспозиции представлены работы, выполненные в разных жанрах, впрочем, сам Андрей считает, что жанровые границы — вещь условная: в хорошем пейзаже всегда присутствуют портретные черты, и каждый предмет натюрморта имеет свой характер: яблоко, груша, цветы… В том, что касается цветов, художник особенно щепетилен: пишет только живые, только что расцветшие в его саду…
Портрет — особая история: конечно, можно производить по
— То же самое — с пейзажами. Я всегда долго и мучительно ищу место и точку, с которого его писать,— говорит Андрей.— Иногда прихожу на одну и ту же улицу утром, днем, вечером. Бывает, упадет луч солнца — и всё становится другим, открывается, складывается: фактура стен домов, блики стекол, зелень деревьев…И этот уникальный момент важно поймать.
На выставке можно увидеть портреты детей и пожилых женщин, пейзажи центральной России и французской глубинки. На расположенных рядом полотнах — два Успенских собора. Первый воздвигнут в итальянской Падуе, второй — в Тульском кремле…
Одно из важных направлений творчества Андрея Чукина — библейские сюжеты. Недавно созданная работа «Секрет Иродиады»: на полотне — главная героиня библейской притчи, торжествующая и удовлетворённая, с подносом, на котором лежит отрубленная голова Иоанна Крестителя. За её спиной прячется нагая Саломея. Лица персонажей удивительно современные.
— Библейские времена — это не то, что было