В Тульском театре кукол сыграли премьеру мюзикла, работа над которым началась в Санкт-Петербурге — в государственном Эрмитаже.
— Думаю, нет таких людей, которые бы не знали сказку французского писателя Шарля Перро «Кот в сапогах». Но так вышло, что в нашем театре не было спектакля по этому знаменитому произведению. Мы решили восполнить пробел,— говорит директор Тульского государственного театра кукол Наталья Рязанцева.
Правда, в начале 1990-х на сцене тульского кукольного всё же была попытка постановки «Кота». Тогда эту историю воплотил один из приглашенных режиссеров. И неплохо получилось. Но появившийся в тот период новый главный режиссер посчитал нецелесообразным эксплуатацию спектакля, и его быстро сняли с репертуара. И действительно, для показа того «Кота в сапогах» требовалась кропотливая подготовка площадки — например, разборка сценических станков для образования подобия оркестровой ямы, монтировка непростой декорации и т. д. Одним словом, не в творчестве было дело…
В нынешнем варианте постановки подобных сложностей нет. Создатели спектакля нашли оптимальный вариант технического воплощения, впрочем, как и творческого. Постановщик мюзикла, режиссер из Санкт-Петербурга Николай Боровков, не скрывает: замысел нынешней постановки уже был опробован на сцене Ярославского театра кукол около двадцати лет назад (там спектакль идет до сих пор). Причем делали его также вместе с оформителем тульского «Кота» — питерским художником Нелли Поляковой. Более того, Нелли Ивановна призналась, что и в Ярославле художественное решение не было полностью оригинальным, а подсказано ее же собственным оформлением «Кота в сапогах», поставленном около тридцати лет назад во «взрослом» питерском театре им. В. Ф. Комиссаржевской.
Таким образом, в Тульском кукольном появился выдержанный временем и проверенный крепкими профессионалами проект. А что в этом плохого?! Ведь речь идет не о слепом тиражировании однажды найденного художественного решения, а следование собственному видению литературного материала.
— Тогда, в 1990-х, за поиском французской картинки для спектакля я отправилась в Эрмитаж,— вспоминает Н. Полякова.— Перед картиной великого фламандского живописца XVII века Питера Пауля Рубенса «Пейзаж с радугой» я поняла, что действие «Кота в сапогах» может происходить только на таком фоне. Нет, конечно, в театре Комиссаржевской и потом в Ярославле декорации отличались друг от друга, но в обоих случаях основу решения составлял «Пейзаж с радугой».
Теперь вот и в Туле функцию сценического задника выполняет имитация полотна Рубенса. Трудно предположить, что зрители, тем более маленькие, дружно узнают картину гения барокко и восторженно оценят фишку художника-постановщика, но создать основу атмосферы сказки в «Коте в сапогах» на сцене Тульского театра кукол Рубенсу вполне удалось. При этом несомненной удачей Нелли Поляковой можно считать вынос пасторальных персонажей «Пейзажа с радугой» на передний план сцены в виде плоскостных фигурок, что придает картине объем. Среди этих овечек и пастушков и происходят события сказки. При этом спектакль производит впечатление крепкого ретро-зрелища — манера игры актеров, костюмы и оркестровые аранжировки недвусмысленно ассоциируются и с советскими «Котами в сапогах», воплощенными в кино и мультипликации.
— Наш мюзикл дает возможность актерам проявиться во всех качествах — они не только работают с куклами, но танцуют и поют, причем делают это красиво,— рассказывает режиссер Николай Боровков.— А ретро-стиль мы создавали не специально. Просто и у меня, как у режиссера и автора пьесы по сказке Перро, и у композитора Станислава Важова корни этой постановки сформировались еще несколько десятилетий назад. Что проросло, то проросло.
В итоге опереточный «Кот в сапогах» в исполнении тульских кукольников вполне может стать для маленьких зрителей открытием стиля, а для их родителей прозвучать с оттенком ностальгии.