Дмитрий Краснов: «Я — за актерский театр»

Назад

01 июня 2018 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: беседовала Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В Тульском академическом театре драмы наконец появился художественный руководитель. На этот раз это не приглашенный «варяг» из Москвы или Санкт-Петербурга. Дмитрий Краснов служит в ТАТД более 20 лет и в последние несколько лет возглавляет его филиал — Новомосковский драматический театр.

Дело надо делать, господа

В 2011 году, после ухода из жизни народного артиста РФ Александра Иосифовича Попова, руководившего ТАТД более двух десятков лет, Дмитрий Краснов был назначен главным режиссером театра, но оставался в этой должности всего год. Учредитель — министерство культуры Тульской области — принял решение поискать для нашего театра нового творческого лидера в других регионах. История вышла трагикомическая. Первого претендента — Семена Бульбу — не принял коллектив театра, и контракт с ним не заключили. Худрук-2, Владимир Ветрогонов, продержался в Тульском академическом театре драмы всего год, и за это время репертуар ТАТД какими-либо особенно яркими спектаклями не пополнился. Худрук-3, Гарольд Стрелков, проработал два года, его спектакли, напротив, вызывали горячую реакцию публики. Однако настолько неоднозначную, что долго на сцене не продержались.

Каждый новый руководитель приходил со своим видением, со своей концепцией. И каждый раз оказывалось, что этого недостаточно для полноценного творческого существования областного академического театра — по сути, единственного «большого» театра в регионе. В этой ситуации больше всего пострадал сам театр и, конечно, его зритель. Неустроенность проявлялась во всем, и прежде всего в репертуарной политике.

— Да, что-то рассыпалось, и теперь нам предстоит всё это собрать,— соглашается Дмитрий Краснов.— Сегодня, когда меня спрашивают о концепции дальнейшего развития театра, я обычно отвечаю: как писал Чехов, дело надо делать, господа. В результате и концепция сформулируется.

Впрочем, одно я знаю точно: необходимо делать ставку на актеров. Существует множество разных театров — режиссерский, постановочный, пластический… Я — за актерский театр.

Молодая была немолода

— В столичных городах существуют десятки театров, только в Москве — около 180, и у каждого — свое направление, своя эстетика. У единственного в области театра должна быть другая стратегия?

— Особенность любого провинциального театра в том, что он обслуживает большое количество людей, и для него важно не потерять ни одного зрителя. Поэтому мы будем стараться удовлетворить эстетические запросы самых разных категорий населения. Планируем ставить традиционные спектакли — для более консервативной публики, экспериментальные — для молодежи. За молодежную режиссуру в театре «отвечает» Евгений Маленчев. У него уже есть своя публика, и это хорошо. Будем приглашать самых разных, интересно работающих режиссеров, экспериментировать, рисковать.

Современный театральный мир — сложный, в нем постоянно идет борьба направлений. На мой взгляд, это бессмысленная война, обычное столкновение поколений. Молодым кажется, что то, что они делают, до них никогда не существовало. Старшее поколение ворчит: я то же самое делал лет тридцать назад. Давно пора прекратить воевать, надо идти навстречу друг другу, ведь у нас общая цель: быть интересными зрителю. А для этого надо оставаться профессионалами и не изменять художественному вкусу.

— Вы собираетесь делать ставку на актеров. В нашем театре действительно много хороших артистов, но они очень неравномерно заняты, некоторые появляются на сцене в одном — двух спектаклях, причем не в главных ролях…

— В настоящее время мы стараемся планировать репертуар таким образом, чтобы для каждого актера появилась возможность индивидуального развития. Здесь есть еще одна проблема: у нас нет молодых актеров. Тем, кого мы в театре продолжаем называть молодыми, уже за тридцать. И это ограничивает в выборе драматургического материала: открываешь пьесу, начинаешь читать — а там главной героине 18 лет. Приходится откладывать в сторону.

Раньше вопрос пополнения труппы решался благодаря филиалу Ярославского театрального института, работавшему на базе нашего театра до 2007 года. Его пришлось закрыть, так как Министерство культуры РФ запретило учить ребят вне структур образования. Целевое обучение за счет средств областного бюджета — тоже не выход. Практика других регионов показывает: молодые люди заканчивают московские театральные вузы и делают всё, чтобы остаться в столице. Но есть другой вариант: организовать студию Щукинского института в Туле, чтобы его педагоги приезжали к нам. И этот вариант более перспективный. Он, конечно, требует вложений, и если правительство области найдет возможность выделить на это деньги, мы были бы счастливы.

Касса и репутация

— Кто возглавит Новомосковский филиал после вас?

— Я пока остаюсь художественным руководителем филиала, буду совмещать.

На днях в Новомосковске завершился прекрасный проект — творческая лаборатория, которая проходила в рамках программы Театра наций «Театры малых городов России». Мы заранее отобрали из присланных нам 50 пьес молодых авторов три. К нам приехала очень хорошая команда: режиссеры Елена Невежина, Юрий Квятковский и Андрей Корионов, педагоги по сценическому движению и сценической речи. Они работали с нашими актерами и за пять дней сделали эскизные постановки этих пьес. Показы прошли очень успешно. Что поразительно — наши актеры за кратчайшее время смогли выучить текст наизусть. Экстремальная ситуация заставила актеров мобилизоваться, и это очень полезно. Они обнаружили в себе ресурсы, о которых раньше не подозревали.

— А что ждет в новом сезоне зрителей Тульского областного театра драмы?

— Мы откроем сезон спектаклем «Хроника одного преступления» по рассказу Толстого «Дьявол» в постановке приглашенного режиссера Геннадия Тростяницкого.

Я собираюсь выпустить спектакль «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович. Также планирую поработать над постановкой пьесы «Дурочка» Лопе де Вега.

Интересный проект — инсценировку по рассказам Шукшина — предложил нашему театру Родион Овчинников (он в уходящем сезоне поставил на тульской сцене «Машеньку» Афиногенова).

Думаем повторно пригласить петербургского режиссера Сергея Щипицина, он недавно дебютировал в Туле со спектаклем «Двое на Луне». Сергей хочет поставить «Средство Макропулоса» Карела Чапека.

Уже начал работать над новым спектаклем Евгений Маленчев: это пьеса Сигарева «Алексей Каренин» по мотивам романа «Анна Каренина».

— Две «толстовские» премьеры в сезоне — это серьезно…

— Тульский зритель традиционно ходит на спектакли по Толстому. Кроме того, каждый театр должен иметь в своей афише названия, которые работают не только на кассу, но и на репутацию…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных