mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Четверг 19 июля

Никогда такого не было. И вот опять

Возврат к списку

22.06.2018 00:00

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Краеведение/Культура Никогда такого не было. И вот опять



В дореволюционной Туле бурно развивался, как сказали бы сегодня, не только крупный, но и средний и малый бизнес. В областном краеведческом музее открылась выставка, рассказывающая о тульских предпринимателях XIX — начала XX века.

Не только оружие и пряники

С точки зрения деловой активности Тула выгодно отличалась от многих других российских городов. И это объяснимо: здесь было много крупных предприятий, на которых трудились и обучались мастерству несколько поколений горожан, и в какой-то момент наиболее предприимчивые рабочие принимали решение уйти от хозяина и попробовать открыть свой бизнес.

— В представлении большинства людей дореволюционная Тула — это оружие, самовары и пряники. Но только этими брендами тульское предпринимательство не ограничивалось,— рассказывает куратор выставки, заведующий естественно-историческим отделом краеведческого музея Сергей Демидов.— Бизнес успешно работал в самых разных сферах — от магазинов модной одежды до фотографии и кинематографа…

Сергея Ивановича заинтересовала тема предпринимательства, когда он стал заниматься изучением истории старых тульских домов. Они принадлежали богатым людям, в них открывали магазины, рестораны, ателье, кондитерские. Здания покупались, перестраивались, перепрофилировались, сдавались в аренду. Бизнесы создавались, росли, прогорали… Всё так же, как и сегодня…

Банк, который лопнул

По словам Демидова, в конце XIX века погоду на тульском бизнес-рынке делали не крупные тульские промышленники с известными фамилиями — большинство представителей этих семей получили дворянство, уехали жить в столицу. На сцену стал выходить мелкий и средний бизнес. Среди предпринимателей было много оружейников, самоварщиков и пряничников — они создавали небольшие частные производства. При этом в бизнес приходили и представители мещанского и крестьянского сословий.

Один из самых успешных предпринимателей, происходивший из крестьян — Д. П. Шамин, колбасный фабрикант, его продукция пользовалась большой популярностью у туляков, бизнес процветал. Еще один выходец из крестьян — А. С. Жуков. Родился в Калужской губернии, рано пережил смерть отца, воспитывался вместе с братом и сестрой. Приехал в Тулу, открыл бакалейный магазин на углу сегодняшних улицы Каминского и проспекта Ленина, быстро поднялся, купил три дома в Туле. Бизнес Жукова рухнул, когда «лопнул» Сушкинский банк, где хранили деньги многие тульские предприниматели. Средства банка были растрачены, и он прогорел, разорив своих вкладчиков. Вскрылись махинации, Сушкиных сослали на 6 лет в Сибирь. Удивительно напоминает историю с «Первым экспрессом», случившуюся в Туле сто лет спустя…

Надо отдать должное Жукову: он не сдался, много работал и восстановил бизнес.

— Судьбы тульских предпринимателей складывались по-разному. Андрей Иванович Кузнецов — владелец частной оружейной фабрики, находившейся на Посольской, 23 (сегодня — ул. Советская.— И. С. ) — был известен как хозяин, хорошо относившийся к рабочим,— отмечает Сергей Демидов.— При этом летом 1917 года рабочие вдруг восстали против хозяина, и именно фабрика Кузнецова стала первым национализированным в Туле предприятием. В период нэпа, в 1921 году, ее же первой и разнационализировали — на выставке представлен фабричный прейскурант как раз советского времени. Кузнецов избежал репрессий, умер своей смертью. А Петр Иванович Козлов — известный в Туле кондитер, также лишившийся своего дела и потом не раз пытавшийся открыть его заново, пережил Великую Отечественную войну и скончался в 60-х годах прошлого века…

Наблюдение примерное, доставка аккуратная

Предприниматели дореволюционной Тулы работали, что называется, в жесткой конкурентной среде, поэтому были изобретательны по части продвижения своей продукции. В экспозиции представлена фотография симпатичного, стилизованного под сказочный теремок пряничного павильона кондитеров Козлова и Скворцова — он был установлен в Кремлевском саду. Нет сомнения, что дети просто не могли пройти мимо такого павильона, и родители вынуждены были доставать кошельки. Подобного рода приемы работали век назад и продолжают работать сегодня.

К рекламе относились очень серьезно, стремясь максимально выгодно презентовать заведение и оказываемые им услуги. Читаешь рекламные объявления конца XIX — начала XX века — и получаешь настоящее эстетическое удовольствие.

«Московское заведение искусственных, минеральных, натуральных и разнообразных ягодных вод и морса провизора Б. Лунца в Туле… Личное и строгое наблюдение за чистотою и опрятностью в заведении — примерное. Доставка вод и морсов на дом весьма аккуратная. Тула, Киевская ул., дом Арчинникова, телефон: 170». Заведение провизора Лунца — это аптека, тогда «разнообразные воды» изготавливали и продавали именно они. В Туле работало 5–6 аптек, их, как правило, открывали немцы. Самая известная — Белявского-Адерман, она сохранена, воссоздана и музеефицирована.

— Музыкальные магазины — в Туле их было 4–5 — обычно держали поляки. Там продавались музыкальные инструменты: фортепиано, струнные… — говорит Сергей Демидов.— А грампластинки в Туле появились поздно, только в XX веке. На пластинках специализировался музыкальный магазин Моджевского. Это был магазин сетевой торговли: кроме Тулы, магазины Моджевского работали в Воронеже и Варшаве…

«Сетки» и ТЦ

Сетевые магазины — тоже, оказывается, не изобретение нашего времени. Как и большие торгово-развлекательные и административные центры. Первым ТЦ в Туле стал трехэтажный дом мануфактурщиков Ермолаевых-Зверевых, построенный в 1909 году (сейчас — пр. Ленина, 2). Ермолаевы-Зверевы открыли в нем свой магазин, а остальные площади сдавали в аренду. Здесь размещались гостиница, жилые квартиры, множество магазинов. В том числе галантерейный и ювелирный, принадлежавшие Пальцеву, дорогой обувной магазин Селезнева, кухмейстерская (обеды на дом) Ушакова.

И о благотворительности. Ею занимались практически все предприниматели — несмотря на то, что никаких льгот и преференций от государства Российского и местных властей за благие дела не получали.

— Для предпринимателей того времени это было нормой,— убежден Демидов.— Людей, не занимавшихся благотворительностью или скептически высказывавшихся по этому поводу — например, тульского мехового магната Парфенова,— критиковали, что серьезно отражалось на их репутации…

Среди экспонатов выставки — изданная в Туле листовка «Семь принципов ведения дел в России (1912 г. ). „Уважай власть, будь честен и правдив, уважай право частной собственности, люби и уважай человека, будь верен своему слову, живи по средствам, будь целеустремленным…“ Прошло несколько десятилетий, а принципы актуальны до сих пор. Кстати, о репутации…

Выставка продлится до 5 сентября.


Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама