Воскресенье 05 мая
Связаться с редакцией

Второе краснодарское пришествие

Назад

26 апреля 2024 05:14

 0

Автор: Жанна ПИНЧУК

Фото: фото автора и с сайта Тульского музейного объединения

В Тульском музее изобразительных искусств открылась первая в этом году выставка в рамках национального проекта «Культура» — «Живопись Западной Европы XVII–XIX веков» из фондов Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко. В экспозиции — двадцать пять картин в основном итальянских, испанских, фламандских, голландских и французских художников. 

Приобретать работы западноевропейских мастеров начал в конце XIX века основатель музея Фёдор Акимович Коваленко (1866–1919), работавший кассиром в бакалейном магазине купца Пяткова и одновременно собиравший произведения искусства. Ему не удалось, как мечтал, стать художником, однако свою любовь к живописи Коваленко сумел реализовать через коллекционирование. Сначала это были небольшие и недорогие работы, не всегда хорошего качества. Позже появилась возможность покупать более серьезные вещи. Свою коллекцию картин, книг и археологических ценностей Фёдор Акимович подарил Краснодару, и в 1904 году был открыт первый на Северном Кавказе музей.

Наиболее активное формирование коллекции зарубежного искусства проходило с 1924-го по 1933 год, когда им руководил искусствовед, профессор Кубанского педагогического института Ромуальд Казимирович Войцик.

По словам научного сотрудника музея Яны Алалыкиной, «как раз в конце двадцатых — начале тридцатых годов из Государственного музейного фонда, Эрмитажа, Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Третьяковской галереи, Румянцевского и Русского музеев, Академии художеств по региональным музеям распределили очень много достойных художественных произведений. Войцик понимал, что коллекции нужно собирать не только по принципу „вот это мне не нравится, а это нравится — берем“, а все-таки концентрироваться на формировании национальных школ — чтобы были представлены художники разных стран и направлений. Его самая большая заслуга — активное собирание работ русских художников-авангардистов, из-за чего он был арестован и приговорен к трем годам исправительно-трудового лагеря».

В настоящее время музейные фонды насчитывают около тринадцати тысяч произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Первое знакомство тульской публики с краснодарским собранием состоялось в прошлом году — тогда в Музее изобразительных искусств в рамках нацпроекта «Культура» была организована выставка «Русский авангард». Теперь пришла очередь европейской классики.

выставка (9).jpg

Корреспондент «Молодого коммунара» побывала на приемке и распаковке картин. Процесс этот довольно медленный и очень тщательный. Ящики вскрывают в присутствии сотрудников обоих музеев — это обязательное условие при передаче произведений искусства на экспонирование. Как рассказала заведующая отделом филиала Тульского музейного объединения Галина Ересько, «транспортировка происходит в специальных ящиках с внутренними ячейками, в которых поддерживается необходимый температурный режим от +18 до +22 градусов и уровень влажности до 60 процентов. Во время распаковки картин мы проверяем заявленную отправителем сохранность и только потом приступаем к монтажу экспозиции».

Кстати, в ней представлено немало шедевров. В первую очередь это «Портрет кардинала Астали Камило-Памфили». По мнению Яны Алалыкиной, «Диего Веласкес выполнил этот заказ во время поездки в Рим в 1650–1651 годах. На картине запечатлён приёмный племянник папы Иннокентия X. Придворный художник испанского короля Филиппа IV писал кардинала дважды. Один вариант хранится в настоящее время в Музее испанского общества в Нью-Йорке. Второй принадлежал испанскому маркизу дель-Карпио. Его перевозили на корабле, который потерпел крушение, и два столетия портрет считался пропавшим. А в 1834 году испанский генеральный консул Гесслер подарил его российскому императору Николаю I. Работа хранилась в Эрмитаже, откуда в 1933 году поступила в краснодарский музей. Специалисты выяснили, что это именно тот, исчезнувший портрет».

выставка (1).jpg

(Справедливости ради отметим, что действительно подлинной работой одного из величайших мастеров мировой живописи всегда считался нью-йоркский портрет. Его второй вариант, скорее всего, был создан при участии мастерской. В частности, существует предположение, что над ним работал ученик Веласкеса Хуан Пареха, а уже завершающие штрихи нанес сам гениальный испанец. — Прим. ред.).

выставка (2).jpg

Среди наиболее значительных произведений, выставленных в Туле, — «Оплакивание» Аннибале Карраччи (одного из крупнейших итальянских художников рубежа XVI–XVII веков, основателя знаменитой Академии живописи в Болонье) и «Аллегория» Луки Джордано (самого известного мастера итальянского барокко конца XVII — начала XVIII века, представителя неаполитанской школы), «Сборы на охоту» Филипса Ваувермана (выдающегося живописца и графика золотого века голландского искусства, представителя так называемого итальянизирующего направления) и натюрморт Яна ван Хейсума (ведущего мастера голландского натюрморта первой половины XVIII века), портрет графини Анны Строгановой Пьетро Ротари (итальянского живописца и гравёра венецианской школы эпохи рококо, с 1756 года работавшего в России при дворе Елизаветы Петровны в качестве придворного художника) и портрет княгини Зинаиды Юсуповой Кристины Робертсон (шотландской художницы, популярного мастера салонного портрета, много работавшей по заказам императорского двора и русской аристократии при Николае I).

Выставку в Тульском музее изобразительных искусств можно посетить до 2 июня.

Рекомендованный возраст 6+

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных