Борис Кустодиев: из фондов – в экспозицию

Назад

13 апреля 2018 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В постоянной экспозиции Тульского областного художественного музея появились две работы Бориса Михайловича Кустодиева, до недавнего времени хранившиеся в фондах.

СЕЙЧАС в экспозиции можно увидеть четыре произведения одного из крупнейших художников Серебряного века: «Красавица» (1918 г.), «Пропагандист» (1905 г.), портрет И. Е. Репина (1900-е гг.) и эскиз декорации к спектаклю «Гроза» по драме А. Островского (1918 г.). Последние две работы сотрудники музея решили показать широкому зрителю в честь 140-летия со дня рождения Кустодиева, которое отмечается в этом году.

Все работы попали в тульский музей из частных коллекций. Интересна судьба «Красавицы». Кустодиев написал четыре композиционных варианта этой картины. Первый — 1915 года — и третий — 1921-го — хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Второй — в нашем музее. Четвертую «Красавицу» художник написал специально для Федора Ивановича Шаляпина, и тот увез ее с собой в эмиграцию в Париж.

Тульская картина появилась в коллекции музея в 1959 году благодаря его директору С. Ф. Нечаевой: именно она уговорила расстаться со знаменитым полотном его обладателя — коллекционера, уроженца Черни Г. П. Маликова. «Пропагандиста» в 1962 году передал музею другой наш земляк, известный художник П. Н. Крылов, а портрет Репина — его соратник по творческому содружеству КуКрыНикСы Н. А. Соколов. Илья Ефимович Репин считал Кустодиева одним из самых талантливых своих учеников и виртуозным портретистом. Не случайно он пригласил его участвовать в создании колоссального группового портрета «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». На этом полотне размером 400×877 см изображены более 80 человек, и лица 27 из них написал Кустодиев. А портрет своего учителя, который теперь можно увидеть в экспозиции, он создал как раз в период этой совместной работы.

Что же касается эскиза декорации к «Грозе», то его, также в начале 1960-х, пере- дала в фонды нашего музея коллекционер Т. Ю. Данцигер. Эскиз выполнен на картоне карандашом и углем. Кустодиев работал над художественным оформлением спектакля по пьесе Александра Николаевича Островского для од- ного из театров Санкт-Петербурга, но постановка, к сожалению, так и не состоялась. Тем не менее, даже в эскизах художник воплощает свое понимание театра: декора ции должны погружать актеров в атмосферу времени и места, становиться своего рода порталом в иные миры...

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных