Борис Пиотровский: «Музеи — важнее всего!»

Назад

27 сентября 2019 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: автора и предоставлено Тульским музейным объединением

В Туле открылась выставка, посвященная исторической роли Тульского кремля и городов Засечной черты в становлении и укреплении Российской государственности.

Выставка — одно из событий масштабного музейного форума, собравшего представителей нескольких регионов России. Вчера гости Тульской области ознакомились с итогами конкурса малых городов, посетили «Парк Уездного периода» в Крапивне. В этот же день в Музее оружия состоялась встреча директора Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елены Кагальницкой с тульскими музейщиками и прошел семинар «Российско-финляндский музейный диалог» с участием полномочного посла Финляндской Реcпублики в РФ Микко Хаутала и генеральным директором Департамента искусства и культурной политики Министерства образования и культуры Финляндии Рийтта Кайвосойя.

— Когда Президент России подписывал Указ о праздновании 500-летия Тульского кремля, мы понимали, что это значимая дата, но не предполагали, что подготовка к юбилею вызовет настолько большой интерес к этому периоду в истории нашей страны,— сказала заместитель министра культуры РФ Алла Манилова, открывая выставку в атриуме кремля.— Теперь мы видим, что предстоящий юбилей стал мощным стимулом к развитию Тулы. Посмотрите, что происходит с вашим городом, он буквально расцвел…

— Здесь, в Туле, создается настоящий музейный кластер. И он становится градообразующим фактором,— подчеркнул прибывший на музейный форум директор Государственного Эрмитажа Борис Пиотровский.— Подобную роль музеи начинают играть во многих городах, это примета XXI века. Я рад, что именно в Туле мы встречаемся с коллегами для того, чтобы обсудить свои профессиональные проблемы. В том числе — как получить еще больше поддержки от государства и бизнеса. Потому что музеи важнее всего! …

Выставка рассказывает об истории Тульского кремля и Засечной черты. Она лаконична, экспонатов немного, но каждый уникален и значим: генеральная карта казенных засек Тульской губернии, утвержденный Екатериной II генплан Тулы 1779 года, уникальные архивные документы, напрестольные Евангелия и другие церковные предметы XVI — XVIII веков из Успенского собора и Успенского женского монастыря. А также — предметы, обнаруженные во время археологических исследований на территории Тульского кремля: нательные крестики, ювелирные украшения, керамика, скобянка. В экспозиции представлены подлинные деревянные сваи XVI века, использовавшиеся при строительстве крепости.

Особый интерес у посетителей вызывает витрина с документами и фотографиями конца 70-х — начала 80-х годов прошлого века. Именно тогда был разработан проект реставрации и музеефикации Тульского кремля. Здесь же можно увидеть фото кремлевских стен и башен до начала восстановительных работ. Они практически разрушены. Мы действительно могли потерять главную достопримечательность нашего города…

После открытия выставки Борис Пиотровский в рамках проекта «Диалог на равных» встретился с творческой молодежью Тулы.

— Когда я говорил «Музеи важнее всего», то если и преувеличил, то совсем немного. Сегодня я встречался с вашим губернатором — и убедился, что он уделяет музейному делу очень большое внимание. У вашего региона есть чему поучиться,— сказал Борис Пиотровский.— Мы регулярно проводим исследования и недавно выпустили книгу, анализирующую экономику музейного дела. Это не так просто, как кажется, и речь не только о деньгах, вырученных от продажи билетов. Современный, эффективно работающий музей привлекает в город туристов, а это значит, что создаются новые рабочие места.

Как оценивать работу музея? Можно арифметически: прибыль, посещаемость. На наш взгляд, гораздо важнее — репутация. Оказывается, ее тоже можно измерить: такую методику разработали голландские специалисты. Это очень сложный алгоритм, учитывающий множество факторов и использующий разные формы исследований, в том числе интернет-опрос граждан разных стран. Мы гордимся тем, что в голландском рейтинге музейной репутации Эрмитаж — на четвертом месте. А на первом, конечно, Лувр… Как музею заработать хорошую репутацию? Прежде всего — быть гостеприимным к своим посетителям…

Известно, что в петербургском Зимнем дворце еще со времен его постройки живут эрмитажные коты. Когда — то их держали, чтобы бороться с мышами. Теперь это просто забавная традиция. В конце встречи Бориса Михайловича попросили совершить шутливый обряд — посвятить в музейные коты очаровательного маленького котенка. Отныне он будет постоянно жить в Тульском музее изобразительных искусств и станет его талисманом.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных