Кто погубил «Ласточку»?

Назад

20 сентября 2019 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Вчера Тульский академический театр драмы имени М. Горького открыл 243-й сезон премьерой спектакля «Бесприданница» по пьесе Александра Николаевича Островского. 

А днем раньше артисты ТАТД сыграли спектакль для коллектива АО «Тулаточмаш» — в знак благодарности за помощь в изготовлении декораций к постановке по пьесе А. Н. Островского. Предпремьера состоялась при абсолютном аншлаге: тулаточмашевцы приобрели 625 билетов и заняли практически все места в зрительном зале.

— Многие годы «Тулаточмаш» поддерживает наш театр, мы дружим с вами, дружим с генеральным директором вашего предприятия Владимиром Николаевичем Филипповым,— сказал в приветственном слове к гостям генеральный директор ТАТД, заслуженный работник культуры РФ Сергей Борисов.— И сегодня мы дарим вам этот спектакль и посвящаем его предстоящему Дню оружейника…

— Дорогие друзья, дорогие коллеги! То, что стоит сегодня на сцене, сделано вашими руками. Вы сотворили настоящее чудо,— подчеркнул художественный руководитель театра, режиссер-постановщик спектакля Дмитрий Краснов.— Благодарим вас за труд и отзывчивость…

Тулаточмашевцы для «Бесприданницы» действительно изготовили настоящий конструктивный шедевр, ставший главным элементом в оформлении сцены: огромный проржавленный корабль с пробоиной в корпусе и надписью «Ласточка». Да, это та самая прекрасная «Ласточка», которую в пьесе Островского Вожеватов покупает у Паратова. Он хочет приобрести один из самых красивых пароходов на Волге, перевезти на нем груз. А что потом — неважно… Прямые аналогии с судьбой Ларисы Огудаловой, за обладание которой борются Вожеватов и Кнуров, чтобы съездить с ней на выставку в Париж. Чувствами Ларисы манипулирует Паратов, ее использует ради удовлетворения своих амбиций Карандышев. Лариса для всех них — просто красивая вещь, безделушка: поиграют — и выбросят…

Погибшая и забытая на берегу «Ласточка» предвосхищает трагический финал и делает его неизбежным. Сценическое решение, придуманное режиссером Дмитрием Красновым и заслуженным художником РФ Александром Дубровиным, создает атмосферу тревоги и вызывает ощущение, близкое к клаустрофобии. Где-то там, вдалеке,— волжские просторы, бесконечная свобода и счастье, а здесь — тесный, душный мирок, в котором обитают скучающие, циничные люди. И вырваться из этого мира невозможно.

Чувство обреченности становится лейтмотивом нового спектакля тульской драмы. Перед премьерой Дмитрий Краснов говорил, что хочет поставить «Бесприданницу» в каком-то смысле как детектив. Произошло убийство — почему, что этому предшествовало? … Получился не просто детектив, а детектив социальный, главное в котором — групповой портрет «новых русских» XIX века, для которых все, включая людей, от них зависящих,— всего лишь вещи, которые можно купить или продать. Впрочем, неважно, в каком веке это происходит. Подобного рода персонажи существовали и будут существовать всегда, и они обескураживающе узнаваемы.

Легендарный режиссер Георгий Товстоногов не раз говорил о том, что современную пьесу надо ставить как классическую, а классическую — как современную. Новая тульская версия «Бесприданницы» отвечает этому требованию. Прежде всего потому, что наполнена живыми человеческими эмоциями, близкими и понятными сегодняшнему зрителю. При этом здесь нет никаких осовременивающих штучек и приемов, в формальном смысле — постановка предельно академична.

Что важно: в спектакле сложился актерский ансамбль, а это для драматургии А. Н. Островского — обязательное условие. Так же, как и максимально точное распределение ролей. Органична вальяжная пара Вожеватов — Кнуров (Александр Ширяев и заслуженный артист Республики Беларусь Виктор Чепелев). Раздражающе суетлив всеми унижаемый Карандышев (Вячеслав Федотов). Расчетлив и самовлюблен Паратов (Юрий Богородицкий). Безусловное попадание в образ: старшая Огудалова — заслуженная артистка РФ Наталья Савченко, такое ощущение, что эта роль написана специально для нее. Кстати, то же самое можно сказать о Робинзоне — заслуженном артисте РФ Геннадии Вершинине.

Ларису в разных составах играют две актрисы: Инна Медведева и Ольга Баурина — корреспонденты «Молодого коммунара» видели спектакль с ее участием. Лариса в исполнении Бауриной живая, яркая, страстная — и предчувствующая свою гибель…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных