Кто погубил «Ласточку»?
20 сентября 2019 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
Вчера Тульский академический театр драмы имени М. Горького открыл
А днем раньше артисты ТАТД сыграли спектакль для коллектива АО «Тулаточмаш» — в знак благодарности за помощь в изготовлении декораций к постановке по пьесе А. Н. Островского. Предпремьера состоялась при абсолютном аншлаге: тулаточмашевцы приобрели 625 билетов и заняли практически все места в зрительном зале.
— Многие годы «Тулаточмаш» поддерживает наш театр, мы дружим с вами, дружим с генеральным директором вашего предприятия Владимиром Николаевичем Филипповым,— сказал в приветственном слове к гостям генеральный директор ТАТД, заслуженный работник культуры РФ Сергей Борисов.— И сегодня мы дарим вам этот спектакль и посвящаем его предстоящему Дню оружейника…
— Дорогие друзья, дорогие коллеги! То, что стоит сегодня на сцене, сделано вашими руками. Вы сотворили настоящее чудо,— подчеркнул художественный руководитель театра,
Тулаточмашевцы для «Бесприданницы» действительно изготовили настоящий конструктивный шедевр, ставший главным элементом в оформлении сцены: огромный проржавленный корабль с пробоиной в корпусе и надписью «Ласточка». Да, это та самая прекрасная «Ласточка», которую в пьесе Островского Вожеватов покупает у Паратова. Он хочет приобрести один из самых красивых пароходов на Волге, перевезти на нем груз. А что потом — неважно… Прямые аналогии с судьбой Ларисы Огудаловой, за обладание которой борются Вожеватов и Кнуров, чтобы съездить с ней на выставку в Париж. Чувствами Ларисы манипулирует Паратов, ее использует ради удовлетворения своих амбиций Карандышев. Лариса для всех них — просто красивая вещь, безделушка: поиграют — и выбросят…
Погибшая и забытая на берегу «Ласточка» предвосхищает трагический финал и делает его неизбежным. Сценическое решение, придуманное режиссером Дмитрием Красновым и заслуженным художником РФ Александром Дубровиным, создает атмосферу тревоги и вызывает ощущение, близкое к клаустрофобии.
Чувство обреченности становится лейтмотивом нового спектакля тульской драмы. Перед премьерой Дмитрий Краснов говорил, что хочет поставить «Бесприданницу» в
Легендарный режиссер Георгий Товстоногов не раз говорил о том, что современную пьесу надо ставить как классическую, а классическую — как современную. Новая тульская версия «Бесприданницы» отвечает этому требованию. Прежде всего потому, что наполнена живыми человеческими эмоциями, близкими и понятными сегодняшнему зрителю. При этом здесь нет никаких осовременивающих штучек и приемов, в формальном смысле — постановка предельно академична.
Что важно: в спектакле сложился актерский ансамбль, а это для драматургии А. Н. Островского — обязательное условие. Так же, как и максимально точное распределение ролей. Органична вальяжная пара Вожеватов — Кнуров (Александр Ширяев и заслуженный артист Республики Беларусь Виктор Чепелев). Раздражающе суетлив всеми унижаемый Карандышев (Вячеслав Федотов). Расчетлив и самовлюблен Паратов (Юрий Богородицкий). Безусловное попадание в образ: старшая Огудалова — заслуженная артистка РФ Наталья Савченко, такое ощущение, что эта роль написана специально для нее. Кстати, то же самое можно сказать о Робинзоне — заслуженном артисте РФ Геннадии Вершинине.
Ларису в разных составах играют две актрисы: Инна Медведева и Ольга Баурина — корреспонденты «Молодого коммунара» видели спектакль с ее участием. Лариса в исполнении Бауриной живая, яркая, страстная — и предчувствующая свою гибель…