Жизнь в мягком фокусе

Назад

06 августа 2019 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В выставочном зале на Красноармейском впервые демонстрируются работы мастера пикториальной (живописной) фотографии Николая Андреева (1882–1947 гг. ).

Художник, музыкант, танцор…

Имя Николая Андреева и его работы больше известны за рубежом, чем в нашей стране. О талантливом художнике, создававшем настоящие шедевры фотографического искусства, в России до недавнего времени слышали в основном специалисты. Исключение — жители Серпухова, где родился Николай Платонович. В этом городе он родился, жил, работал, там же похоронен. Дом Андреева передали Серпуховскому историко-художественному музею — сейчас это и фотоцентр, и мемориальный музей, а заведует им внучка Николая Платоновича — Наталья Валентиновна Дурынина.

Николай Андреев родился в довольно состоятельной семье. В детстве увлекся живописью, а затем фотографией. Он также был способным музыкантом — играл на кларнете и флейте, отлично танцевал. В 1911 г. Андреев завоевал первый приз на конкурсе бальных танцев, который в Серпухове организовало местное пожарное общество. А еще Николай имел классный мотоцикл марки BMW, неплохо разбирался в технике и слыл страстным мотогонщиком.

Отец Николая хотел, чтобы тот продолжил его дело и занялся предпринимательством, но молодой человек категорически отказался — и ушел из дома. Открыл маленькое фотоателье и начал профессионально заниматься фотографией. Он изучил всю доступную в Серпухове литературу по технике и истории фотографии, вступил в Русское фотографическое общество. Начал экспериментировать, увлекся модной в то время пикториальной фотографией — она была особенно ему близка как человеку, в детстве серьезно занимавшемуся живописью.

Это течение возникло во второй половине XIX века и быстро стало интернациональным. К тому времени фотография достигла технического совершенства и максимальной точности передачи изображения, и авторы стали стремиться отойти от натурализма, наполнить свои работы художественными смыслами и приблизить их к живописи и графике. Они использовали ряд приемов — мягкий фокус, слега размытое изображение, манипулировали печатью, стараясь добиться импрессионистического эффекта.

Успех и репрессии

Николай Андреев начинает демонстрировать свои фотоработы в салонах России и Европы с 1906 года и сразу же привлекает внимание специалистов. В 1910 г. его фотографии, представленные на выставке в Дрездене, жюри отмечает дипломом. Через несколько лет Андреев станет обладателем большого количества престижных международных наград и призов…

Творческую жизнь фотохудожника прервала Первая мировая война. Андреев был мобилизован, тяжело ранен, в госпитале заболел тифом. Его спасла жена Варвара — она нашла Николая в палате смертников, перевезла в Серпухов и выходила.

1922–1928 годы биографы Андреева называют «золотым периодом» его творческой деятельности. Работы Николая Платоновича экспонируются на российских и зарубежных выставках, вызывая восторженную реакцию коллег и публики. Золотая медаль на выставке декоративного искусства в Париже (1924 г. ), золотая медаль в Сарагосе (1927 г. ), успех на выставках в Советской России, в Англии, Канаде, Бельгии, Швейцарии, Японии и других странах…

Всё это закончилось в конце 1920-х годов. Советская власть начала активно бороться с частной собственностью, а фотоателье Андреева было частным. Его павильон сломали, имущество описали. Николай Платонович и его семья ждали ареста, но обошлось. Единственное — ему запретили выставляться за рубежом…

Эксперименты с цветом

В Туле представлены работы Андреева, выполненные в 1920-е — в период, когда фотохудожник достиг вершин мастерства. Огромное впечатление производят пейзажи — импрессионистические, атмосферные. Автор запечатлел русскую природу в разное время года и в разных состояниях: солнечный морозный день — и метель, летний вечер перед грозой — и осеннее увядание…

Портреты поражают психологической точностью и степенью проработки изображения, трудно поверить, что они были выполнены сто лет назад.

Отдельный жанр — картинки крестьянской жизни. Женщина с деревянной лопатой, парень, дающий сено скотине, деревенские мальчишки на берегу реки, бабы с граблями, идущие вечером с поля. А вот девушка за прялкой,— сюжет и исполнение напоминает голландскую живопись…. Впрочем, в каждой из работ Андреева можно увидеть аллюзию на известную картину или сюжет. Это — одна из характерных черт пикториальной фотографии. Так же, как и приближение к техникам живописи или графики. Когда видишь портреты Андреева, в первый момент кажется, что они мастерски нарисованы карандашом или углем. Интересно, что в некоторых фотографиях появляется оттенок зеленого или коричневого — Николай Андреев и с цветом экспериментировал…

Выставка дополнена образцами фототехники начала XX века из коллекции туляка Андрея Крупского.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных