Тайны театральных цехов
09 апреля 2019 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
Как и из чего шьются платья для принцесс, можно ли сделать видеокамеру из
Платье для Золушки, штанишки для Совы
Театр — искусство условное. Зритель не требует от спектакля точного воссоздания реальной жизни со всеми ее материальными атрибутами. Но вот зрелища — впечатляющего и незабываемого — он ждет всегда, особенно если речь идет о спектакле детском.
Работники цехов Тульского ТЮЗа признают, что современных юных зрителей гораздо сложнее
Один из самых эффектных и дорогих спектаклей этого сезона — «Золушка». По словам заведующей костюмерным цехом Натальи Комаровой, он же оказался и самым затратным с точки зрения количества использованной ткани. Каждое дамское платье в сцене бала — это метры разнообразных материалов, в том числе текстильной сетки, которая со сцены выглядит как дорогое кружево. Всем запомнилось голубое бальное платье Золушки — настоящий дизайнерский шедевр.
— Вот так выглядит кринолин,— показывает Наталья Комарова.— Сверху надеваются нижние юбки и только потом само платье. Мы старались выбрать легкие ткани, тем не менее костюм в целом получился довольно тяжелым. Главную героиню играет Варя Шестова, она очень худенькая, хрупкая, не сразу привыкла…
В настоящее время в пошивочном цехе идет работа над новым спектаклем «Винни Пух» по мотивам графических рассказов Бориса Заходера: премьера состоится 19 апреля. Нам показывают уже готовые костюмы: Кенга будет одета в розовую курточку, и сумка на животе имеется — как у всех порядочных кенгуру. К таким же розовым шортам пришит хвост: чехол из ткани, набитый поролоном,— традиционная технология. Рядом, на вешалке,— комбинезон для Тигры,
— Это штанишки для Совы,— поясняет Наталья Ивановна.— Посмотрите эскизы, которые нам принес художник — здесь нарисованы костюмы всех персонажей спектакля…
Старые машинки надежнее
Наталья Тюменева в Тульском ТЮЗе уже 35 лет. По образованию —
Пошивочный цех — это звучит громко. На самом деле Н. Тюменева и Н. Комарова трудятся в маленькой комнатке. Манекены, вешалки, зеркало для примерок, ящики с катушками разноцветных ниток, лоскуты тканей. Несколько швейных машинок. Обе Натальи предпочитают работать на старых, более полувека назад сделанных в Подольске. Объясняют, что они, в отличие от современных, хорошо справляются с тканями разной толщины и фактуры, надежны и безотказны.
Как идет работа над костюмами к новому спектаклю? Художник приносит эскизы, работницы пошивочного цеха их изучают, составляют приблизительную смету — сколько материалов необходимо, их приблизительную стоимость. Вместе с художником и
— Сейчас практически нет натуральных тканей, мы выбираем тщательно, тем не менее невозможно предугадать, как они поведут себя в работе, как будут выглядеть после стирки,— рассказывает Наталья Комарова.— Вот, например, жаккардовая ткань, которая была приобретена для костюмов к спектаклю «Золотой ключик». Начинаем резать — а она сыплется. Приходилось края промазывать клеем — и только после этого шить…
С другой стороны, сегодня в магазинах есть буквально всё для отделки сценической одежды: кружева из металлизированных нитей, аппликации, блестящая тесьма и даже пайеточная ткань… Всё это активно используется при изготовлении, например, костюмов Деда Мороза и Снегурочки, которые должны сверкать и переливаться в свете театральных софитов. Иначе маленький зритель скажет: «Не верю!»
Папье-маше: универсальная технология
Бутафорский цех выглядит совсем
— Мы, как Плюшкин, тащим всё: кто знает, вдруг пригодится, иногда на помойке
На одной из полок стоит бутафорский бюст Гитлера. Выглядит как настоящий. Он получился очень удачно, поэтому кочует из спектакля в спектакль о Великой Отечественной войне. Рядом — видеокамера, изготовленная из пятилитровой пластиковой канистры. Стопка книг: обложка «родная», начинка бутафорская, из поролона, чтобы монтировщикам легче было перетаскивать на сцене декорации. Груда блестящих
Татьяна Филиппова красит в зеленый цвет листочки дерева, которое украсит сцену в новом спектакле. Листочки сделаны из пропитанной клеем ткани. Вообще клей, ткань и бумага — основные материалы бутафоров. А самая универсальная технология —
Это подтверждает и сотрудница цеха Оксана Пичугина — она мастерит из
Шла в ТОЗ, попала в ТЮЗ
Здесь же работает Ирина Сусликова — шляпных дел мастер. История ее появления в ТЮЗе курьезна. В начале
И о главном — тайне золотых монет и слитков, драгоценных ожерелий и серебряных кубков… Они присутствуют в каждой второй сказке. Всё просто, никакой алхимии:
Впрочем, это распространяется на все элементы художественного оформления спектакля: в них всё должно быть слегка преувеличено.