Тайны театральных цехов

Назад

09 апреля 2019 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Как и из чего шьются платья для принцесс, можно ли сделать видеокамеру из пятилитровой пластиковой канистры и сколько на самом деле стоит сундук с золотом из сказки про Аладдина? Об этом и многом другом корреспонденты «Молодого коммунара» узнали во время путешествия по цехам Тульского театра юного зрителя.

Платье для Золушки, штанишки для Совы

Театр — искусство условное. Зритель не требует от спектакля точного воссоздания реальной жизни со всеми ее материальными атрибутами. Но вот зрелища — впечатляющего и незабываемого — он ждет всегда, особенно если речь идет о спектакле детском.

Работники цехов Тульского ТЮЗа признают, что современных юных зрителей гораздо сложнее чем-то впечатлить, чем, скажем, лет тридцать назад: они воспитаны в другой визуальной культуре. Театральная постановка, разумеется, не может конкурировать с голливудскими блокбастерами и анимационными фильмами, но авторы тюзовских спектаклей и не пытаются это делать. При этом они убеждены, что декорации, костюмы и бутафория в спектакле должны выглядеть ярко, празднично и создавать атмосферу волшебства.

Один из самых эффектных и дорогих спектаклей этого сезона — «Золушка». По словам заведующей костюмерным цехом Натальи Комаровой, он же оказался и самым затратным с точки зрения количества использованной ткани. Каждое дамское платье в сцене бала — это метры разнообразных материалов, в том числе текстильной сетки, которая со сцены выглядит как дорогое кружево. Всем запомнилось голубое бальное платье Золушки — настоящий дизайнерский шедевр.

— Вот так выглядит кринолин,— показывает Наталья Комарова.— Сверху надеваются нижние юбки и только потом само платье. Мы старались выбрать легкие ткани, тем не менее костюм в целом получился довольно тяжелым. Главную героиню играет Варя Шестова, она очень худенькая, хрупкая, не сразу привыкла…

В настоящее время в пошивочном цехе идет работа над новым спектаклем «Винни Пух» по мотивам графических рассказов Бориса Заходера: премьера состоится 19 апреля. Нам показывают уже готовые костюмы: Кенга будет одета в розовую курточку, и сумка на животе имеется — как у всех порядочных кенгуру. К таким же розовым шортам пришит хвост: чехол из ткани, набитый поролоном,— традиционная технология. Рядом, на вешалке,— комбинезон для Тигры, огненно-рыжий, в черную полоску. Заведующая пошивочным цехом Наталья Тюменева украшает серо-бежевые брюки с оборками фиолетовым кантом.

— Это штанишки для Совы,— поясняет Наталья Ивановна.— Посмотрите эскизы, которые нам принес художник — здесь нарисованы костюмы всех персонажей спектакля…

Старые машинки надежнее

Наталья Тюменева в Тульском ТЮЗе уже 35 лет. По образованию — художник-модельер. Была распределена на фабрику в Биробиджане, отработала несколько лет. Вернулась в Тулу, в поисках вакансий зашла в ТЮЗ — и осталась на всю жизнь. Не из-за денег, конечно — зарплаты здесь всегда были небольшими, а из-за того, что в театре интересно, работа творческая, каждый новый спектакль не похож на предыдущий…Для сотрудников тюзовских цехов — типичная история.

Пошивочный цех — это звучит громко. На самом деле Н. Тюменева и Н. Комарова трудятся в маленькой комнатке. Манекены, вешалки, зеркало для примерок, ящики с катушками разноцветных ниток, лоскуты тканей. Несколько швейных машинок. Обе Натальи предпочитают работать на старых, более полувека назад сделанных в Подольске. Объясняют, что они, в отличие от современных, хорошо справляются с тканями разной толщины и фактуры, надежны и безотказны.

Как идет работа над костюмами к новому спектаклю? Художник приносит эскизы, работницы пошивочного цеха их изучают, составляют приблизительную смету — сколько материалов необходимо, их приблизительную стоимость. Вместе с художником и зав-хозом идут в магазин, предоставляющий возможность безналичного расчета,— этого требует законодательство. А там выбор тканей не самый богатый, цены выше.

— Сейчас практически нет натуральных тканей, мы выбираем тщательно, тем не менее невозможно предугадать, как они поведут себя в работе, как будут выглядеть после стирки,— рассказывает Наталья Комарова.— Вот, например, жаккардовая ткань, которая была приобретена для костюмов к спектаклю «Золотой ключик». Начинаем резать — а она сыплется. Приходилось края промазывать клеем — и только после этого шить…

С другой стороны, сегодня в магазинах есть буквально всё для отделки сценической одежды: кружева из металлизированных нитей, аппликации, блестящая тесьма и даже пайеточная ткань… Всё это активно используется при изготовлении, например, костюмов Деда Мороза и Снегурочки, которые должны сверкать и переливаться в свете театральных софитов. Иначе маленький зритель скажет: «Не верю!»

Папье-маше: универсальная технология

Бутафорский цех выглядит совсем по-другому: просторное помещение, у стен — стеллажи до самого потолка. Полки заставлены всякой всячиной — в основном старыми, давно отслужившими свое предметами быта.

— Мы, как Плюшкин, тащим всё: кто знает, вдруг пригодится, иногда на помойке что-то присматриваем,— говорит заведующая бутафорским цехом Татьяна Филиппова.— Бывает, приходит художник, приносит макет, сидим, думаем, как это сделать. Взгляд упадет на полку — и идея приходит…

На одной из полок стоит бутафорский бюст Гитлера. Выглядит как настоящий. Он получился очень удачно, поэтому кочует из спектакля в спектакль о Великой Отечественной войне. Рядом — видеокамера, изготовленная из пятилитровой пластиковой канистры. Стопка книг: обложка «родная», начинка бутафорская, из поролона, чтобы монтировщикам легче было перетаскивать на сцене декорации. Груда блестящих компакт-дисков, из таких же было сделано зеркало для спектакля «Кощей XXI века». Ящик с мягкими игрушками. Они тоже скоро пойдут в дело: в «Винни Пухе» персонажи будут держать в руках плюшевых зверюшек.

Татьяна Филиппова красит в зеленый цвет листочки дерева, которое украсит сцену в новом спектакле. Листочки сделаны из пропитанной клеем ткани. Вообще клей, ткань и бумага — основные материалы бутафоров. А самая универсальная технология — папье-маше. Во-первых, дешево. Во-вторых, позволяет изготовить предмет любой формы.

Это подтверждает и сотрудница цеха Оксана Пичугина — она мастерит из папье-маше большой горшок, который, по замыслу режиссера, должен разбиться о голову одного из персонажей «Винни-Пуха». Папье-маше к тому же нетравматичный материал, что очень важно. бутафоры обязаны думать и о безопасности актеров. Вот, например, ванночка, в которую будет забираться актриса: края и дно обернуты мягкой тканью.

Шла в ТОЗ, попала в ТЮЗ

Здесь же работает Ирина Сусликова — шляпных дел мастер. История ее появления в ТЮЗе курьезна. В начале 90-х Ирина, безработная профессиональная швея-мотористка, получила в службе занятости бумажку с названием и адресом предприятия, где оказалась вакансия по ее специальности. На бумажке было написано «ТОЗ», Ирина не разглядела и прочитала «ТЮЗ». А находятся завод и театр совсем рядом… Ирина признаётся, что технологии изготовления шляп училась постепенно. Сейчас она может сделать самый невероятный головной убор.

И о главном — тайне золотых монет и слитков, драгоценных ожерелий и серебряных кубков… Они присутствуют в каждой второй сказке. Всё просто, никакой алхимии: золото-серебро — это любой материал, оклеенный блестящей бумагой, использующейся для оформления кондитерских упаковок. А камни — дешевая бижутерия. В обычной обстановке всё это выглядит грубовато, но из зрительного зала смотрится так, как надо.

Впрочем, это распространяется на все элементы художественного оформления спектакля: в них всё должно быть слегка преувеличено. Все-таки нас, зрителей, от сцены отделяет пространство. Гораздо большее, чем кажется на первый взгляд…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных