Художники. Групповой портрет в интерьере

Назад

18 января 2019 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В галерее «Ясная Поляна» открылась выставка работ преподавателей и студентов художественного отделения Тульского колледжа искусств им. А. С. Даргомыжского, приуроченная к 110-летию ТКИ. 

Композиция для натюрморта

В экспозиции — живопись, графика, скульптура. Работы учеников и учителей колледжа размещены рядом: молодость, непосредственность, поиск вступают в диалог с мастерством и опытом. Это и есть основа художественного образования — профессиональное общение, преемственность поколений и огромный труд.

Отделение «Живопись» в ТКИ им. А. С. Даргомыжского было открыто в 1990 году. До этого тульские ребята, стремившиеся продолжить профессиональное образование после окончания художественных школ, поступали в училища Орла, Рязани, Пензы и других российских городов. Несколько лет назад в колледже появилось еще одно художественное отделение — «Скульптура». Ежегодно на эти специальности набирается курс в 12 человек. Конкурс довольно высокий — 2,5–3 человека на место. Получив диплом об окончании колледжа, самые талантливые и целе — устремленные поступают в высшие художественные учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга — Строгановскую, Суриковскую академии, академию им. Штиглица (бывшая «Муха»).

В настоящее время занятия со студентами отделений «Живопись» и «Скульптура» проходят в отдельном двухэтажном здании на ул. Комсомольской, 167, которое «художники» получили только в 2008 году. По словам заведующего отделением Константина Евтеева, за эти десять лет дом удалось обжить и сделать его по-настоящему своим. 

Здание старое и, к счастью, не убитое стандартным евроремонтом. Здесь царит особенная атмосфера: стены плотно увешаны студенческими работами, в рекреации стоят гипсовые головы и бюсты, в коридорах пахнет масляными красками. Нам показывают небольшую комнатку — это так называемый натурный фонд. На стеллажах — старые музыкальные инструменты, костюмы, всевозможная посуда и многое другое. На гвоздике висит связка вяленой рыбы. В общем, есть из чего составить композицию для натюрморта.

Константин Евтеев гордится тем, что в здании удалось обустроить не только две мастерские, но и небольшой выставочный зал, в котором регулярно меняются экспозиции. С Константином Игоревичем, а также с его коллегами-преподавателями Ярославом Куравским, Юрием Орудиным и Виктором Буслаевым мы беседуем в маленьком кабинете. Рядом с нашим столом — станок для изготовления офортов. У художественного отделения ТКИ им. А. С. Даргомыжского — очень неплохая учебная база, и это тоже повод для гордости.

Нужно ли возрождать комбинаты?

Система российского художественного образования так же, как и музыкального,— трехступенчатая: школа — училище (колледж) — институт (академия). Она была выстроена, устоялась и доказала свою эффективность еще в советские времена, однако в 90-е годы едва не разрушилась.

— Художественные школы были переведены в категорию дополнительного образования, в результате граница между начальным профессиональным художественным образованием и эстетическим воспитанием оказалась размытой,— поясняет Константин Евтеев.— В школах искусств стали открываться отделения декоративно-прикладного искусства, не слишком отличавшиеся от обычных кружков. Когда ребенок лепит фигурки из соленого теста — это, безусловно, хорошо, но это не имеет никакого отношения к базовому художественному образованию…

Сейчас всё вернулось на круги своя, но последствия того периода преподаватели ощущали долго. Еще несколько лет назад некоторые мамы объясняли свое желание пристроить ребенка в колледж так: с русским языком и математикой у него проблемы, старшие классы может не потянуть, а рисует вроде неплохо — пусть будет художником. В настоящее время всё по-другому: при поступлении учитывается качество аттестата, и это правильно — для того, чтобы учиться на художественном отделении, подросток должен уметь работать…

— И все-таки важные структуры, которые раньше существовали в стране, так и не удалось возродить,— считает Юрий Орудин.— Прежде всего — систему художественных комбинатов. Она давала возможность выпускникам художественных вузов реализовать себя. Через комбинаты поступали серьезные заказы, при них действовали художественные советы, которые, кстати, принимали далеко не каждую работу. Молодые художники существовали в профессиональной среде, общались с опытными мастерами, участвовали в выставках. Это была серьезная поддержка…

В наше время свежиспеченных молодых художников никто не опекает. Но возрождение комбинатов вряд ли смогло бы им помочь — проблема в том, что в России, особенно в провинции, плохо развит художественный рынок, а это значит, что заниматься чистым искусством и зарабатывать только продажей своих работ мало кому удается. Тренд последних лет: покупатели постепенно теряют интерес к современным авторам, предпочитая приобретать работы старых мастеров. Можно, конечно, работать на салоны — то есть на заказ писать картинки с фотографии и получать за них копейки, но это для настоящего художника унизительно. Еще и поэтому не все выпускники (точнее — выпускницы, девушек на художественном отделении больше, чем парней) остаются в профессии. Однако большинство находит себя в творческой работе, многие становятся преподавателями изобразительного искусства в школах и студиях. Некоторые возвращаются в родной колледж, но уже в качестве молодых педагогов. Скульптор Виктор Буслаев — один из них.

— В определенном смысле так было всегда,— замечает Ярослав Куравский.— Продолжали заниматься только искусством 1–2 человека с курса, и это нормально. Но кем бы потом ни работал наш выпускник, с ним навсегда останутся хороший вкус и художественная культура, а это очень важно…

Нарисуй подругу

Мы беседуем со студентками второго курса Яной, Юлей и Дашей. Девушки уже сегодня всерьез задумываются о том, чем хотели бы заниматься в будущем.

— Я хочу продолжить обучение и получить специальность реставратора,— признаётся Яна.— Восстановление живописных полотен и икон — интересная работа…

— А я после окончания колледжа планирую поступать в ГИТИС на отделение анимации,— вступает в разговор Даша. На наших глазах обычной ручкой она нарисовала портрет своей подруги, почти в стиле «аниме».

Выбор Юли — иллюстрация.

— Мне это близко, потому что в иллюстрации совмещаются литература и рисование,— говорит она.— А еще мне хотелось бы попробовать себя в педагогической деятельности…

В соседней мастерской у группы третьекурсников занятие по рисунку. Дмитрий Волков работает сосредоточенно, внимательно слушает замечания преподавателя Ярослава Куравского.

— В моей семье никто не получал художественного образования. Мама и папа — врачи,— рассказывает Дима.— А я серьезно отношусь к выбранной профессии, после окончания колледжа планирую поступать в Санкт-Петербургскую Репинскую академию. Понимаю: для того, чтобы стать хорошим художником, надо отдаться профессии полностью и искренне, но я к этому готов…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных