Художники. Групповой портрет в интерьере
18 января 2019 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
В галерее «Ясная Поляна» открылась выставка работ преподавателей и студентов художественного отделения Тульского колледжа искусств им. А. С. Даргомыжского, приуроченная к
Композиция для натюрморта
В экспозиции — живопись, графика, скульптура. Работы учеников и учителей колледжа размещены рядом: молодость, непосредственность, поиск вступают в диалог с мастерством и опытом. Это и есть основа художественного образования — профессиональное общение, преемственность поколений и огромный труд.
Отделение «Живопись» в ТКИ им. А. С. Даргомыжского было открыто в 1990 году. До этого тульские ребята, стремившиеся продолжить профессиональное образование после окончания художественных школ, поступали в училища Орла, Рязани, Пензы и других российских городов. Несколько лет назад в колледже появилось еще одно художественное отделение — «Скульптура». Ежегодно на эти специальности набирается курс в 12 человек. Конкурс довольно высокий — 2,5–3 человека на место. Получив диплом об окончании колледжа, самые талантливые и целе — устремленные поступают в высшие художественные учебные заведения Москвы и
В настоящее время занятия со студентами отделений «Живопись» и «Скульптура» проходят в отдельном двухэтажном здании на ул. Комсомольской, 167, которое «художники» получили только в 2008 году. По словам заведующего отделением Константина Евтеева, за эти десять лет дом удалось обжить и сделать его
Здание старое и, к счастью, не убитое стандартным евроремонтом. Здесь царит особенная атмосфера: стены плотно увешаны студенческими работами, в рекреации стоят гипсовые головы и бюсты, в коридорах пахнет масляными красками. Нам показывают небольшую комнатку — это так называемый натурный фонд. На стеллажах — старые музыкальные инструменты, костюмы, всевозможная посуда и многое другое. На гвоздике висит связка вяленой рыбы. В общем, есть из чего составить композицию для натюрморта.
Константин Евтеев гордится тем, что в здании удалось обустроить не только две мастерские, но и небольшой выставочный зал, в котором регулярно меняются экспозиции. С Константином Игоревичем, а также с его
Нужно ли возрождать комбинаты?
Система российского художественного образования так же, как и музыкального,— трехступенчатая: школа — училище (колледж) — институт (академия). Она была выстроена, устоялась и доказала свою эффективность еще в советские времена, однако в
— Художественные школы были переведены в категорию дополнительного образования, в результате граница между начальным профессиональным художественным образованием и эстетическим воспитанием оказалась размытой,— поясняет Константин Евтеев.— В школах искусств стали открываться отделения
Сейчас всё вернулось на круги своя, но последствия того периода преподаватели ощущали долго. Еще несколько лет назад некоторые мамы объясняли свое желание пристроить ребенка в колледж так: с русским языком и математикой у него проблемы, старшие классы может не потянуть, а рисует вроде неплохо — пусть будет художником. В настоящее время всё
— И
В наше время свежиспеченных молодых художников никто не опекает. Но возрождение комбинатов вряд ли смогло бы им помочь — проблема в том, что в России, особенно в провинции, плохо развит художественный рынок, а это значит, что заниматься чистым искусством и зарабатывать только продажей своих работ мало кому удается. Тренд последних лет: покупатели постепенно теряют интерес к современным авторам, предпочитая приобретать работы старых мастеров. Можно, конечно, работать на салоны — то есть на заказ писать картинки с фотографии и получать за них копейки, но это для настоящего художника унизительно. Еще и поэтому не все выпускники (точнее — выпускницы, девушек на художественном отделении больше, чем парней) остаются в профессии. Однако большинство находит себя в творческой работе, многие становятся преподавателями изобразительного искусства в школах и студиях. Некоторые возвращаются в родной колледж, но уже в качестве молодых педагогов. Скульптор Виктор Буслаев — один из них.
— В определенном смысле так было всегда,— замечает Ярослав Куравский.— Продолжали заниматься только искусством 1–2 человека с курса, и это нормально. Но кем бы потом ни работал наш выпускник, с ним навсегда останутся хороший вкус и художественная культура, а это очень важно…
Нарисуй подругу
Мы беседуем со студентками второго курса Яной, Юлей и Дашей. Девушки уже сегодня всерьез задумываются о том, чем хотели бы заниматься в будущем.
— Я хочу продолжить обучение и получить специальность реставратора,— признаётся Яна.— Восстановление живописных полотен и икон — интересная работа…
— А я после окончания колледжа планирую поступать в ГИТИС на отделение анимации,— вступает в разговор Даша. На наших глазах обычной ручкой она нарисовала портрет своей подруги, почти в стиле «аниме».
Выбор Юли — иллюстрация.
— Мне это близко, потому что в иллюстрации совмещаются литература и рисование,— говорит она.— А еще мне хотелось бы попробовать себя в педагогической деятельности…
В соседней мастерской у группы третьекурсников занятие по рисунку. Дмитрий Волков работает сосредоточенно, внимательно слушает замечания преподавателя Ярослава Куравского.
— В моей семье никто не получал художественного образования. Мама и папа — врачи,— рассказывает Дима.— А я серьезно отношусь к выбранной профессии, после окончания колледжа планирую поступать в