Звезда Денежкина
18 июня 2021 08:14
Автор: подготовила Наталья ЗЕЛИНЬСКА
Фото: из семейного архива / НПО "СПЛАВ"
«Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно», – писал Владимир Маяковский. В случае с нашим героем это было именно так – звезда Героя Социалистического труда, главного конструктора НПО «СПЛАВ» Геннадия Алексеевича Денежкина зажглась, потому что это было нужно огромной стране, которая только-только приходила в себя после тяжелейшей и разрушительной войны.
Мужчина в доме
Для Геннадия Денежкина война началась, когда ему было всего семь. Отец, уходя на Финскую в 1939 году, напутствовал: «Старший ты у нас. Уже школьник, а братики твои Женя и Вова самостоятельно только под стол пешком ходят».
Денежкин — старший вернулся весной 1940 года простуженным и больным. Едва устроился на работу, как случилось несчастье — попал под поезд и остался без обеих ног. Правда, обузой не стал: самостоятельно сделал и освоил протезы. И всё же в Великую Отечественную выживала семья трудно — работала только мама, помогали её сёстры. Вместе с ними рано повзрослевший Гена ездил за дровами, справлялся с домашней работой. А уж сезонный сбор грибов и ягод, колосков в убранном поле, подмерзшей картошки в борозде — это всё были рядовые детские обязанности.
Вскоре после войны в семействе случилось прибавление — родилась сестрёнка, заботы о которой легли на плечи братьев. И всё же они находили время для бесхитростного мальчишеского досуга тех лет — в основном гоняли в футбол, запускали воздушных змеев, которых сами же и мастерили. И, конечно, учились.
Когда по окончании школы встал вопрос о поступлении в вуз, Геннадий отправился в Москву, помня о мамином напутствии: выбрать институт с общежитием — квартиру снимать было не на что.
Судьба решена
Он успешно сдал экзамены и легко прошёл по конкурсу в МАИ, но одного балла не хватило для получения заветного ордера на общежитие. Ситуацию спас представитель Тульского механического института, прибывший рекрутировать тех, кто немного недотянул до высокой планки Московского авиационного. Огромное преимущество — в Туле предложили общежитие. Судьба будущего главного конструктора была решена.
В 1954 году группу студентов ТМИ направили на преддипломную практику на предприятие
Молодых специалистов распределили в отделы главного конструктора и главного технолога. Здесь занимались разработкой, конструкцией и отработкой техпроцесса изготовления гильз. С самого начала своей трудовой деятельности Денежкин зарекомендовал себя вдумчивым и серьёзным специалистом, нацеленным на максимально точное выполнение поставленной задачи.
В 1959 году «СПЛАВ» получил заказ на разработку РСЗО «Град» в составе боевой машины и реактивных снарядов. Конструкторы смогли найти технические решения по использованию гильзовой технологии для изготовления одной из основных частей снаряда — корпуса реактивного двигателя, обеспечив ему безусловную надежность. При этом экипаж во время залпа мог находиться в кабине, не покидая ее. Главным конструктором по реактивному снаряду был Александр Никитович Ганичев, а ведущим инженером назначили Геннадия Алексеевича Денежкина.
Время первых
«Это был один из самых трудных периодов в жизни объединения,— вспоминал позже директор НПО „СПЛАВ“, Герой Социалистического Труда Владимир Николаевич РОГОЖИН.— Сложность работы в начальный период была обусловлена тем, что наше министерство не собиралось доверять нам развитие этого направления. Только при большой поддержке ГРАУ удалось выйти на этап технического перевооружения». Была создана инициативная группа, в которую вошли несколько талантливых инженеров, но правой рукой главного конструктора А. Н. Ганичева был Г. А. Денежкин. Именно он станет главным конструктором после смерти Александра Никитовича. А тогда в результате напряженной работы была создана пусковая система «Град», обладающая неоспоримым преимуществом и принятая на вооружение не только у нас, но и во многих странах мира.
За разработку РСЗО «Град» Г. А. Денежкину и А. Н. Маркину было присвоено звание лауреатов Ленинской премии. Позже при непосредственном участии Геннадия Алексеевича «СПЛАВ» отработал и сдал на вооружение системы «Ураган» и «Смерч». За разработку РСЗО «Смерч» ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Все, кому повезло работать с Геннадием Алексеевичем, отмечают два его качества. Первое — умение легко входить в контакт с людьми, находить общий язык и принимать компромиссные решения, обеспечивавшие нормальное функционирование изделий. При этом он умел отстаивать позиции родного предприятия исключительно вежливо, интеллигентно, не доводя до конфликта и всегда успешно. Такт и культура общения отличали его даже тогда, когда что — то не ладилось.
Вторая черта — умение из всего вороха идей находить единственно верное и эффективное решение. Это проявлялось во всём, в том числе и в семейной жизни.
О розах, рыбалке и воспитании
В 1962 году Денежкин женился. Его жена Нонна Михайловна вспоминала, что первые двадцать лет супружеской жизни — это нескончаемые командировки на полигоны. А в семье подрастали сыновья. Сказать, что Геннадий Алексеевич их не воспитывал, невозможно. Иначе старший, Владимир, не пошёл бы по стопам отца, который был для него высшим авторитетом, в том числе и в профессии.
Свою семью — жену, детей и внуков — он любил беззаветно и трепетно заботился о каждом. Но, как рассказывала Нонна Михайловна, просить ни за кого не ходил — так уж был воспитан.
За 53 года совместной жизни супруги Денежкины ни разу не поругались серьёзно. Жили мирно. Глава семейства выращивал на даче розы, холил и лелеял их. А ещё у него были два серьёзных увлечения — рыбалка и охота. И желающих разделить с ним досуг на «СПЛАВЕ» и далеко за его пределами было великое множество, потому что при всём своём перфекционизме в компании Денежкин был человеком незаменимым — весёлым, озорным, общительным. И ему, казалось, было абсолютно всё равно, кто перед ним — министр или слесарь с родного производства.
Для него не было мелочей
Рудольф Анатольевич Кобылин, бывший заместитель генерального директора, ветеран «СПЛАВА»:
— Первое качество Денежкина, которое обращало на себя внимание,— это доброжелательность, внимательное отношение к людям, стремление понять собеседника, даже если с ним сложно согласиться. Привычка выслушивать все мнения, думаю, неизменно помогала ему досконально разобраться в обсуждаемой теме. На производстве ведь бывает всякое — в сложной ситуации у некоторых может и крепкое словцо вырваться. Но только не у Геннадия Алексеевича. Поначалу некоторых, особенно молодых сотрудников, это могло ввести в заблуждение. Казалось, что перед вами мягкий, добродушный человек. В житейских вопросах так оно и было. Но не в том, что касается дела.
Геннадий Алексеевич пришёл на предприятие после вуза. Кто он был? Инженер — гильзовик. А стал главным конструктором, разработчиком сложнейших систем, конструктором управляемых ракет большой дальности. Это невозможно без требовательного отношения к людям, в том числе и к самому себе. Вариант «сойдёт и так» — даже в самой несущественной мелочи — это вообще не про Денежкина. Такого отношения к делу он не терпел — здесь компромиссов быть просто не могло. Оставаясь эмоционально сдержанным и безукоризненно вежливым, Геннадий Алексеевич тем не менее всё заставлял доводить до ума. Кто — то, быть может, и обижался… Но сам характер нашей работы, а уж тем более результаты, которых добивался коллектив под руководством Денежкина, говорили сами за себя: каждое изделие — обязательно награда, обязательно высокая и обязательно заслуженная.
Ещё одно важное качество Геннадия Алексеевича — это предельная внимательность, тщательная проработка любого решения. Для него не было неважных дел, которые можно было бы перепоручить и больше не думать о них,— во всё вникал сам, причём с предельным вниманием к каждому мнению или суждению. Точно так же работал с документами. А потому задерживался на работе допоздна. Для него не было такого, чтобы рабочий день завершился в определенный час. Пока всё, что намечено, не сделает, не уйдёт.
И вот что важно: при всех наградах и регалиях он был очень коммуникабельным человеком — легко и просто общался со всеми: от крупных министерских начальников до рабочих на нашем производстве. И с ним охотно общались буквально все. Бывало, приедешь на испытания, так первый вопрос: «А ты что, без Денежкина приехал?» Если да, сколько в голосе спрашивающего было разочарования… Более того, когда надо было, например, ехать в Москву, выбирал не персональный автомобиль, который ему был по должности положен, а РАФик, чтобы ехать вместе «с ребятами» и дорогой ещё какие — то не до конца проясненные вопросы обсудить…
На работу же главный конструктор вообще ходил пешком. Очень долго. На «СПЛАВ» — с Красноармейского проспекта, где жил. И даже, когда стал постарше, всё равно старался хоть часть пути пройти — доезжал, например, до Лентяевки, а дальше ногами.
Вообще у нас все его очень уважали. Когда после смерти Ганичева встал вопрос о кандидатуре на должность главного конструктора, спрашивали мнение у всех нас, заместителей директора. И все как один пришли к выводу, что лучше Денежкина не найти — если мы, конечно, хотим сохранить репутацию «СПЛАВА» как конструкторской организации.
«Значит, делаем так!»
Геннадий Васильевич Калюжный, советник генерального директора:
— Что можно рассказать о Геннадии Алексеевиче? У него на первом месте была работа, на втором и на третьем тоже работа. И далее — везде она же. Пахарь был настоящий, всего себя отдавал делу.
Кто такой главный конструктор? Человек, который отвечает за всё. И в первую очередь за то, что что — то не клеится по результатам испытаний. В таких случаях он нас всех собирал на разбор полётов. Вот сидим, обсуждаем тему, что — то доказываем друг другу, спорим. Денежкин сидит спокойно. Может вообще письма разбирать у себя на столе. Но выслушает всех. И когда мы уже иссякнем, поднимал глаза и говорил: «Значит, делаем так…» Удивительно, насколько точно человек умел из самых горячих и, казалось бы, сумбурных споров выделить главное.
А ещё он умел смотреть за горизонты сегодняшнего дня. Иногда вечерами собирал нас в неформальной обстановке, накрывал стол, и мы общались. Ну как общались — фантазировали. Но здесь я бы отметил, что Денежкин был человеком своего времени: ведь начало его трудовой биографии совпало по времени с расцветом технического творчества, созидания в стране. Люди горели идеями — для них главным было реализовать свои замыслы, а уж сколько за это заплатят и заплатят ли вообще — такой вопрос даже не стоял. Вот Геннадий Алексеевич из таких людей. Ему было важно, чтобы в итоге всё получилось, и получилось на самом высоком уровне.
Но при этом он очень бережно относился к окружающим. И дело даже не в том, что с готовностью подключался к разрешению чьих — то проблем, ходил к директору, хлопотал, хотя и это, конечно, было, причём постоянно. Не менее важно, чем решение бытовых вопросов, для Денежкина было создание нормальных условий для работы, для дальнейшего роста и развития в коллективе.
Все, кто хоть немного знал его, подтвердят: человек был очень демократичный, простой и лёгкий в общении — даром что Герой Социалистического Труда, лауреат самых престижных премий. Временами получалось даже забавно. Приехали мы как — то на испытания. Полигон в степи, до цели надо ещё доехать. Денежкин забирается в кузов «Урала», и тут к нам подлетает лейтенант:
— Товарищ главный конструктор, пожалуйста, садитесь в кабину…
А главный конструктор ему в ответ:
— Кто командир экипажа?
— Я, товарищ главный конструктор.
— А где по уставу должен быть командир?
— В кабине.
— Ну вот и ступай в кабину,— сказал Геннадий Алексеевич, а сам так в кузове и поехал.
В общем, работать с ним и просто общаться было интересно. Он как настоящий русский мужик знал множество пословиц, поговорок, всяких историй, которыми делился с нами.
Если хобби — работа
Олег Григорьевич Борисов, главный конструктор направления:
— Для Геннадия Алексеевича, как мне казалось, работа была и делом всей жизни, и одновременно — самым любимым хобби. Он отдавал себя ей всецело. Всегда ездил на полигоны, чтобы всё увидеть собственными глазами и оценить непредвзято. Обычная картина во время командировки: Денежкин где — нибудь на полигоне оценивает ход испытаний и тут же держит связь по телефону со «СПЛАВОМ», чтобы что — то прояснить, уточнить.
Если
Память у Денежкина была потрясающая. Как — то зашла речь об определенном узле, он мне и напомнил, что узел этот я разрабатывал, а уж лет прошло немало к тому моменту. Хотелось бы, конечно, думать, что это моя работа главному конструктору так в душу запала, но, скорее всего, он многих авторов разработок помнил, если не всех… Именно по работам.
Анатолий Николаевич Буров, главный конструктор направления:
— В человеческом отношении — никогда не грубил, был эмоционально сдержан в общении с людьми. И, как говорится, никогда никому нервы не трепал, не портил.
Один момент. Если он обращался к нижестоящим по должности для выполнения работы в нормальных условиях, то называл их по имени. Если высказывал замечания, то обращался по имени — отчеству. Такая особенность.
Георгий Георгиевич Рисков, ветеран «СПЛАВА»:
— Что меня поражало — это умение терпеть и «держать удар». Без проявления эмоций и каких — либо своих слабостей. Он всегда держался позиции: «убеждений не меняю и своих не предаю».
Мы поехали в Институт при Правительстве на юбилей организации. Приемная забита представителями предприятий всех отраслей оборонной промышленности. Подходит зам. директора института и с пиететом произносит: «Уважаемый Геннадий Алексеевич, Герои проходят вне очереди». Ответ: «Я подожду и пойду вместе с коллегами нашей отрасли». Вместе с нами в свои 75 лет он простоял в общей очереди в коридоре полтора часа.
В публикации использованы материалы с сайта missilery.info.