Понедельник 30 ноября

Тулаточмаш: секрет высокого качества

Назад

13 Ноября 2020 05:23

 0

Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В мировой истории технологий немало примеров того, как перспективные поначалу идеи оказывались невостребованными лишь потому, что изобретатель, предлагая вниманию экспертов опытный образец, где-то что-то недоделал, и разработка отказывала в самый ответственный момент. Даже интересно, насколько далеко шагнул бы технический прогресс, если бы системы контроля качества стали внедрять на производствах не в 80-х годах, а лет эдак на сто раньше? 

Сейчас, конечно, невозможно представить себе успешно работающее предприятие без подобного эффективного механизма. Генеральный директор АО «Тулаточмаш» Владимир Филиппов убежден, что качество выпускаемой продукции должно оставаться высоким, вне зависимости от длины сроков исполнения контрактов или объемов заказов.

— Отлаженная система контроля качества крайне важна в любой сфере, а в оборонно-промышленном комплексе — особенно,— отмечает он.— Так мы можем гарантировать, что наша продукция соответствует самым высоким требованиям заказчиков. Если же смотреть шире — эта система помогает оптимально использовать имеющиеся технологические и кадровые ресурсы производства, содействует снижению объема потерь и издержек…

Союз трех

За бесперебойную работу сложнейшего механизма, позволяющего контролировать качество продукции на всех производственных этапах, на Тулаточмаше отвечает «союз трех» — службы менеджмента качества и стандартизации, отдела технического контроля и отдела метрологии.

— Задачи этих подразделений связаны теснейшим образом,— говорит заместитель генерального директора по качеству Александр Фёдоров.— От того, насколько они эффективны, в конечном итоге зависит работа всего предприятия.

Как поясняет Александр Викторович, по сути, система контроля качества охватывает практически всё: специалисты сопровождают изделие на всех производственных этапах, следят за тем, чтобы на завод не поставляли некачественные комплектующие, общаются с заказчиком в случае возникновения у тех каких-то непредвиденных вопросов.

— Параллельно мы собираем и обобщаем всю информацию, касающуюся нашей продукции, чтобы потом на основе проанализированных данных принимать меры по повышению ее качества,— добавляет А. В. Фёдоров.— Пристальный контроль позволяет в числе прочего работать на опережение, выявлять «узкие места» в части качества продукции и своевременно принимать решения по их устранению.

Проблемы и задачи в сфере контроля качества Александр Фёдоров может оценить всесторонне. Хотя бы по той простой причине, что до того, как немногим больше четырех лет назад пришел на Тулаточмаш, он служил уполномоченным по качеству вооружений и военной техники в Тульской и Калужской областях Управления военных представительств Мин — обороны РФ. Так что вполне может рассуждать о теме повышения качества продукции не только с позиции исполнителя, но и заказчика.

— Для меня переход на оборонное предприятие стал очередным шагом в развитии,— говорит Александр Викторович.— Это очень интересная работа — разница между, скажем так, постановкой задач и их реализацией на практике колоссальная. Впрочем, на Тулаточмаше сильный и сплоченный коллектив, здесь сотрудники прекрасно понимают, как много от них зависит, нацелены на развитие, готовы решать задачи различной сложности и доводить любое дело до конца…

В «союзе трех», похоже, вообще не склонны останавливаться: специалисты регулярно занимаются повышением собственной квалификации, разрабатывают программы, призванные дальше совершенствовать систему контроля качества, осваивают оборудование, позволяющее экономить ресурсы и время.

Это же происки американской разведки!

Начальник службы менеджмента качества и стандартизации Галина Юрчикова пришла на Тулаточмаш сразу после того, как с дипломом инженера-механика окончила Тульский политехнический институт. Трудилась инженером-технологом в цехе, где выпускали чулочное оборудование, и ничто не предвещало каких-то перемен в ее карьере ровно до тех пор, пока в середине 90-х на предприятии не начали внедрять систему менеджмента качества.

— Руководством было приято решение, что новую службу возглавлю я,— рассказывает Галина Дмитриевна.— Ну я и поехала учиться.

Сейчас она с улыбкой вспоминает, что в те годы система менеджмента качества для подавляющего большинства была «неизвестным науке зверем». Мало кто представлял, что это такое вообще, плюс существовала лишь зарубежная практика, которая практически не учитывала особенности отечественного производственного процесса. Пришлось нарабатывать собственный опыт и преодолевать понятные предрассудки ветеранов предприятия.

Так, однажды к едва только отучившейся Галине Дмитриевне подошел один из заслуженных конструкторов и на полном серьезе заявил:

— Галя, это же происки американской разведки! …

Коренным образом отношение заводчан к нововведениям поменялось лишь через пару лет, когда разработанные новой службой стандарты и документы максимально приблизились к реальности и люди поняли, насколько проще работать в четкой системе координат.

— Систему менеджмента мы сертифицировали в 2000 году,— отмечает Галина Юрчикова.— Она помогает повысить эффективность всех производственных процессов, качество продукции и условия работы сотрудников. Однако для того, чтобы все эти стандарты и программы работали, нужно, чтобы в их важность в первую очередь верил руководитель предприятия — как у нас верит Владимир Николаевич, который занимает достаточно жесткую позицию в части контроля качества продукции. Поэтому неудивительно, что сейчас у нас — здесь в коллективе вообще ценится и умение работать в команде, и чувство локтя — сотрудники действительно переживают за результат своего труда, а планы своевременно выполняются.

Универсальный солдат ОТК

С того момента, как изделие еще находится на стадии заготовки и завершая периодом его эксплуатации, продукцию Тулаточмаша в обязательном порядке сопровождают специалисты отдела технического контроля (ОТК). Их основная задача — следить за тем, чтобы продукция была надлежащего качества. В их зоне ответственности — вся заводская номенклатура, каждое изделие в каждой партии.

— Информация с компьютерных систем, из технических журналов, от начальников бюро технического контроля стекается к нам,— объяснил начальник технического бюро ОТК Алексей Фёдоров.— И уже наша задача — анализировать ее, координировать действия подразделений, принимать решения. Мы также работаем с поставщиками, совместно вырабатывая оптимальные алгоритмы сотрудничества и разрабатывая такие программы по повышению качества комплектующих, которые будут полезны и им, и нам.

Алексей Фёдоров, еще три года назад преподававший управление качеством в ТулГУ, а сейчас применяющий солидный багаж знаний на практике, убежден, что современный рынок предъявляет высочайшие требования не только к качеству продукции, но и к тем, кто следит за ним. Впрочем, ощущение себя важной частью такого серьезного оборонного предприятия, как Тулаточмаш,— достаточное основание для постоянного самосовершенствования.

— Сотрудник ОТК должен не только иметь соответствующую квалификацию, но и мыслить как инженер, технолог, конструктор. Быть универсальным солдатом,— говорит Алексей Валентинович.— Это непросто, но для человека, который осознаёт степень своей ответственности и готов учиться,— это интереснейший труд.

Подтверждением справедливости замечания Алексея Фёдорова вполне может служить история контрольного мастера ОТК Ольги Старухиной.

Еще три года назад она и представить не могла, в какой сфере найдет свое призвание. До Тулаточмаша она не то что к оборонке — вообще к промышленному производству отношения не имела.

— Мне предложили попробовать и сначала казалось, что это нереально вообще,— рассказывает она.— Но я сама не заметила, как втянулась. Проверка деталей, испытания приборов на точность — меня всё очень увлекло, хотя бывало и тяжело. Но нужно четко осознавать — невозможно знать всё и сразу, главное — желание стать высококвалифицированным специалистом. А в этом у нас всегда готовы помочь — я за три года из контролера второго разряда стала мастером.

Арбитраж на производстве

— Когда возникает спорная ситуация по какому-нибудь изделию, обращаются за помощью к нам. Наш отдел — своего рода арбитражный суд на производстве,— не без гордости отмечает главный метролог АО «Тулаточмаш» Анастасия Литвинова.— Наша работа глубоко интегрирована в производственный процесс — это проведение анализов, физических, геометрических измерений, подтверждения соответствия деталей заданным параметрам. Мы также занимаемся программированием различного мерительного инструмента — он сейчас очень сложный — и методической помощью сотрудникам, которые на нем работают.

Иначе говоря, любой новый прибор попадает сначала в руки метрологов, которые тщательнейшим образом проверяют его на соответствие всем заявленным характеристикам, настраивают и лишь потом передают по назначению. И точно так же именно метрологи в первую очередь будут выяснять, почему готовое изделие не соответствует конструкторской документации или не выполняет тех функций, для которых его разработали.

Выступать в таком качестве очень непросто и ответственно. А потому и система, направленная на поддержание высокого профессионального уровня сотрудников, в этом отделе одна из самых серьезных. Так, минимум раз в год для метрологов проводят курсы повышения квалификации. Причем абсолютно все учатся как внутри отдела, так и на базе Тульского ЦСМ. До пандемии сотрудники были завсегдатаями различных технических выставок, летали даже в зарубежные командировки с обучающими целями.

— Мы должны постоянно учиться, потому что слишком высока цена нашей ошибки,— говорит Анастасия Александровна.— Если метролог допустит несоответствующее средство измерения или неправильно аттестует станок — бракованной выйдет партия изделий. Все наши сотрудники прекрасно осознают, какая на них лежит колоссальная ответственность, поэтому метрологи относятся критически и со всей серьезностью к результатам своей работы.

Главный метролог уверена: работать без ошибок хоть и сложно, но вполне реально. По ее словам, на Тулаточмаше созданы такие условия труда, что метрологам нет необходимости бегать в поисках дополнительных заказов и подработки. Специалисты не расходуют силы и внимание на сторонние проекты, а сосредоточены исключительно на производственных задачах…

— На самом деле контроль качества — это постоянный процесс и не касается исключительно трех подразделений,— подчеркивает заместитель генерального директора АО «Тулаточмаш» А. В. Фёдоров.— В большей или меньшей степени в этом участвуют все — от рабочих до конструкторов и руководителей подразделений. Мне кажется, это правильно, когда каждый сотрудник должен сознавать персональную ответственность за общий результат.

Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама