Трамвай идёт на фронт

Назад

16 апреля 2021 05:34

 0
Общество

Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА

Фото: из книги Владимира Щербакова

В трудное и опасное для страны время в строй защитников Родины становились люди сугубо мирных профессий. И не только люди. В годы Великой Отечественной войны, особенно в период обороны Тулы, наш трамвай был незаменим. Об этом писал Владимир Щербаков в своих книгах «Тульский трамвай: из века в век проложенный маршрут», «Главный транспорт Тулы».

Практически весь автомобильный и гужевой транспорт был мобилизован с самого начала военных действий. Для горожан, для работающих предприятий, для военных трамвай стал единственным средством передвижения и перемещения грузов. Самым сложным был период с октября по декабрь 1941 года. 45 героических дней мужественные защитники города удерживали врага на подступах к оружейной столице и не пустили его в город.

Всё это время работники Тульской городской железной дороги (ТГЖД — так называлось предприятие, которое мы сегодня знаем как «Тулгорэлектротранс») самоотверженно выполняли возложенные на них обязанности по перевозке пассажиров и грузов, в том числе и на передовую. С помощью грузовых платформ поддерживалось снабжение всем необходимым заводов, работавших на нужды фронта, который громыхал совсем близко. Специально оборудованный трамвай-бронепоезд осенью 1941 года подвозил оружие и боеприпасы для бойцов Тульского рабочего полка.

В короткие сроки трамвайщики подготовили четыре трёхвагонных санитарных состава, обустроив в салонах наряду с обычными сиденьями лежачие места для тяжелораненых. Из Алексинского тупика на Московском вокзале трамваи развозили прибывших по железной дороге раненых бойцов Красной армии по госпиталям города.

Трамваи в те трудные дни не только доставляли пассажиров и грузы, но и служили незаменимым материалом для постройки баррикад. Один из вагонов стал основой для баррикады на улице Коммунаров (ныне проспект Ленина).

«В непроглядной морозной темени где-то на юге, за посёлком Рогожинским, возникают и гаснут далекие отсветы. Они напоминают трамвайные зарницы, отблески вольтовой дуги, а на самом деле — стреляют немецкие батареи,— писал в ноябре 1941 года фронтовой корреспондент «Красноармейской правды» Евгений Воробьёв.— Стекла дребезжат так, будто вожатый только что резко затормозил вагон. А трамвай неподвижен и необитаем. Нетронутый снег на ступеньках вагона, на высокой табуретке вагоновожатого. Пусты скамейки. Заледенели кожаные держатели.

Ещё недавно трамвай ходил по улице Коммунаров в посёлок Рогожинский. Можно было подъехать близко к линии фронта. Помню пассажиров — пожилых ополченцев с новенькими винтовками и вещевыми мешками на лямках, молоденьких парней, которые старались держаться уверенно, девушек с санитарными сумками через плечо… Потом фашисты овладели Рогожинским. В конце улицы Коммунаров поперёк рельсов лег обрушенный трамвайный столб.

Глубокой ночью моторный вагон № 232 с прицепом покинул трамвайный парк и отправился в свой предсмертный рейс. Трамвай шел медленно — разве спешат на кладбище? Вагоновожатый остановил вагон у самой баррикады, отъединил прицеп от моторного вагона, потоптался возле и, сгорбившись, тяжело зашагал в темноту, оставив вагон посреди улицы. В случае необходимости моторный вагон и прицеп будут опрокинуты, чтобы основательней забаррикадировать улицу».

И всё-таки трамвай без вагоновожатого, без бригад технического обслуживания, даже без кондукторов и ревизоров — это груда железа. Тульские трамвайщики в военное время продемонстрировали удивительные мужество и стойкость. Большинство мужчин ушли на фронт.

Электрослесарь Иван Григорьевич Люсин воевал на Ленинградском фронте, а его коллега Анатолий Васильевич Бредихин — на 2-м Белорусском. Оба пришли в ТГЖД в 1938 году. В артполку Белорусского фронта сражался кавалер орденов Красной звезды и Славы III степени Алексей Иванович Чепелев, чья трудовая биография была связана с тульским трамваем с 1937 года. Сергей Сидорович Киселёв работал ревизором с 1933 года, в 1941-м ушел на фронт, командовал отделением, участвовал в Сталинградской битве. Его воинский подвиг отмечен шестью медалями. Разведчик Виктор Георгиевич Чернов, награжденный медалью «За отвагу» и орденом Красной звезды, в довоенной жизни был водителем трамвая. Мастер депо Юрий Николаевич Савин завершил войну на Белорусском фронте, с двумя медалями, орденами Красного знамени и Красной звезды… У кого-то, как у Виктора Фёдоровича Кисельникова, участника обороны Тулы, война закончилась досрочно — из-за тяжелого ранения. С 1942 года он в строю ТГЖД. Татьяна Петровна Васильева вспоминала, что в октябре 1941 года трамвай встал,— впрочем, это скорее была пауза, причем кратковременная. Сама она тогда же была призвана в ряды Красной армии и прошла всю войну зенитчицей, защищая небо от вражеских самолетов.

Место ушедших на фронт заняли женщины и совсем молоденькие девушки. Непросто даже представить себе ту нагрузку, что выпала на их долю.

Ветераны рассказывали, что приказом было категорически запрещено покидать машину в любых обстоятельствах — будь то бомбёжка или артиллерийский обстрел. Конечно, это очень страшно, когда пассажиры укрываются в убежище, а вожатый остается на своём рабочем месте. Когда становилось невмоготу, водитель с кондуктором прятались под вагоном.

Анатолий Дмитриевич Лукьянов вспоминает рассказ работавшей с первого до последнего дня войны кондуктором Евдокии Ивановны Зиминой:

— Налёт бомбардировщиков застал трамвай у Московского вокзала. И бомба упала рядом с трамваем. Но не разорвалась, а раскололась — она была заполнена речным песком. Тогда предположили, что это — результат диверсии на военных заводах в Германии. Позже стало известно, что такие фальшбомбы гитлеровцы применяли для устрашения — даже взрыва не требовалось, панику мог вызвать ужасающий вой летящего снаряда.

К этому остается добавить, что условия работы в эту суровую зиму и потом, когда враг был отброшен от города, оставались более чем спартанскими. Вагоны не отапливались. Если это замечали даже пассажиры, то каково же приходилось вагоновожатым, работавшим по 12 часов в сутки?

«Чтобы не замёрзнуть, мы возили кирпичи,— вспоминала водитель трамвая Татьяна Муракова.— Нагреешь в диспетчерской на печке, положишь под ноги и едешь до следующей станции. А там меняешь. Так и обогревались».

А еще вагоновожатым приходилось тереть заиндевевшие от мороза стёкла солью и конским волосом. И конечно, чистить пути от обильного снега. Впрочем, в конце 1942 года проблема была отчасти решена — на базе обычного вагона тульские трамвайщики изготовили первый в стране роторный снегоочиститель, работающий в любую погоду. Но и трамвайная сеть начиная с того же года значительно расширилась: трамвайные пути были проложены к хлебозаводам № 1 (у Ряжского вокзала) и № 3 (улица Комсомольская), мельницам в Бухоновском и Студенческом переулках, баням № 2 (улица Плеханова) и № 4 (улица Октябрьская), складам гортопа на улицах Коммунаров, Оборонной, Плеханова. Самая протяжённая грузовая ветка (4,5 км) была подведена к шахте Рвовской в районе Косой Горы. Ежедневно оттуда грузовые трамваи привозили в Тулу примерно по 240 тонн угля для нужд промышленных предприятий, госпиталей, школ, детских садов и т. д. А перед самой Победой — в конце апреля 1945 года — в эксплуатацию была сдана еще одна грузовая ветка — трёхкилометровая трамвайная линия к угольной шахте, которая располагалась около деревни Гостеевка.

После войны наряду со вчерашними фронтовиками пришли те, кто в войну подростками совершали свой подвиг на трудовом фронте, чаще всего в родной деревне, где с 1941-го по 1945-й не было легкой работы. А еще рытьё окопов, захоронение павших при освобождении населенных пунктов. Новая работа была им не в тягость. Так начинали свой трудовой путь Мария Андреевна Бабанина, Таисия Фёдоровна Калинина и многие другие.

Сегодня у трамвайного депо № 1 в Туле — памятная стела с фамилиями тех, кто сражался за Родину, не щадя сил и самой жизни. Каждый год почтить их память приходят оставшиеся ветераны, пережившие ужасы войны и своим трудом приближавшие Победу.

— Их осталось всего семеро,— говорит А. Д. Лукьянов. И тут же поправляется: всего шестеро. Совсем недавно ушла из жизни Александра Игнатьевна Саханцева, девчонкой оказавшаяся в немецком тылу. Их семья помогала партизанам, поэтому тревогу и чувство опасности внушал каждый стук в дверь, каждое движение во дворе. После освобождения — тяжелый изнурительный труд в колхозе, голод, стремление отдать всё фронту, приблизить долгожданную Победу. Её труд был неприметен, но очень важен — она наводила в ТТУ чистоту и порядок. Но мало кто знал, что эта тихая скромная женщина, очень любившая читать, постаралась вырастить замечательных дочерей, дать им образование, словно наверстывая те возможности, которые у нее самой отняла война.

В МКП «Тулгорэлектротранс» помнят своих ветеранов. Было время — для них устраивали праздники, чествовали как героев. И сейчас стараются сделать всё, чтобы пожилые люди имели возможность отметить главный праздник своей жизни достойно. Но время неумолимо. Ряды фронтовиков и тружеников тыла редеют.

— Мы не вправе забывать о подвиге поколения, победившего фашизм,— считает директор МКП «Тулгорэлектротранс» Алексей Марушкин.— Беззаветная храбрость наших ветеранов, их самоотверженность, бескорыстие и готовность жертвовать собой во имя светлого будущего новых поколений должны стать примером для нас, ныне живущих, для наших детей.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных