Трамвай идёт на фронт
16 апреля 2021 05:34
Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА
Фото: из книги Владимира Щербакова
В трудное и опасное для страны время в строй защитников Родины становились люди сугубо мирных профессий. И не только люди. В годы Великой Отечественной войны, особенно в период обороны Тулы, наш трамвай был незаменим. Об этом писал Владимир Щербаков в своих книгах «Тульский трамвай: из века в век проложенный маршрут», «Главный транспорт Тулы».
Практически весь автомобильный и гужевой транспорт был мобилизован с самого начала военных действий. Для горожан, для работающих предприятий, для военных трамвай стал единственным средством передвижения и перемещения грузов. Самым сложным был период с октября по декабрь 1941 года. 45 героических дней мужественные защитники города удерживали врага на подступах к оружейной столице и не пустили его в город.
Всё это время работники Тульской городской железной дороги (ТГЖД — так называлось предприятие, которое мы сегодня знаем как «Тулгорэлектротранс») самоотверженно выполняли возложенные на них обязанности по перевозке пассажиров и грузов, в том числе и на передовую. С помощью грузовых платформ поддерживалось снабжение всем необходимым заводов, работавших на нужды фронта, который громыхал совсем близко. Специально оборудованный
В короткие сроки трамвайщики подготовили четыре трёхвагонных санитарных состава, обустроив в салонах наряду с обычными сиденьями лежачие места для тяжелораненых. Из Алексинского тупика на Московском вокзале трамваи развозили прибывших по железной дороге раненых бойцов Красной армии по госпиталям города.
Трамваи в те трудные дни не только доставляли пассажиров и грузы, но и служили незаменимым материалом для постройки баррикад. Один из вагонов стал основой для баррикады на улице Коммунаров (ныне проспект Ленина).
«В непроглядной морозной темени
Ещё недавно трамвай ходил по улице Коммунаров в посёлок Рогожинский. Можно было подъехать близко к линии фронта. Помню пассажиров — пожилых ополченцев с новенькими винтовками и вещевыми мешками на лямках, молоденьких парней, которые старались держаться уверенно, девушек с санитарными сумками через плечо… Потом фашисты овладели Рогожинским. В конце улицы Коммунаров поперёк рельсов лег обрушенный трамвайный столб.
Глубокой ночью моторный вагон № 232 с прицепом покинул трамвайный парк и отправился в свой предсмертный рейс. Трамвай шел медленно — разве спешат на кладбище? Вагоновожатый остановил вагон у самой баррикады, отъединил прицеп от моторного вагона, потоптался возле и, сгорбившись, тяжело зашагал в темноту, оставив вагон посреди улицы. В случае необходимости моторный вагон и прицеп будут опрокинуты, чтобы основательней забаррикадировать улицу».
И
Электрослесарь Иван Григорьевич Люсин воевал на Ленинградском фронте, а его коллега Анатолий Васильевич Бредихин — на
Место ушедших на фронт заняли женщины и совсем молоденькие девушки. Непросто даже представить себе ту нагрузку, что выпала на их долю.
Ветераны рассказывали, что приказом было категорически запрещено покидать машину в любых обстоятельствах — будь то бомбёжка или артиллерийский обстрел. Конечно, это очень страшно, когда пассажиры укрываются в убежище, а вожатый остается на своём рабочем месте. Когда становилось невмоготу, водитель с кондуктором прятались под вагоном.
Анатолий Дмитриевич Лукьянов вспоминает рассказ работавшей с первого до последнего дня войны кондуктором Евдокии Ивановны Зиминой:
— Налёт бомбардировщиков застал трамвай у Московского вокзала. И бомба упала рядом с трамваем. Но не разорвалась, а раскололась — она была заполнена речным песком. Тогда предположили, что это — результат диверсии на военных заводах в Германии. Позже стало известно, что такие фальшбомбы гитлеровцы применяли для устрашения — даже взрыва не требовалось, панику мог вызвать ужасающий вой летящего снаряда.
К этому остается добавить, что условия работы в эту суровую зиму и потом, когда враг был отброшен от города, оставались более чем спартанскими. Вагоны не отапливались. Если это замечали даже пассажиры, то каково же приходилось вагоновожатым, работавшим по 12 часов в сутки?
«Чтобы не замёрзнуть, мы возили кирпичи,— вспоминала водитель трамвая Татьяна Муракова.— Нагреешь в диспетчерской на печке, положишь под ноги и едешь до следующей станции. А там меняешь. Так и обогревались».
А еще вагоновожатым приходилось тереть заиндевевшие от мороза стёкла солью и конским волосом. И конечно, чистить пути от обильного снега. Впрочем, в конце 1942 года проблема была отчасти решена — на базе обычного вагона тульские трамвайщики изготовили первый в стране роторный снегоочиститель, работающий в любую погоду. Но и трамвайная сеть начиная с того же года значительно расширилась: трамвайные пути были проложены к хлебозаводам № 1 (у Ряжского вокзала) и № 3 (улица Комсомольская), мельницам в Бухоновском и Студенческом переулках, баням № 2 (улица Плеханова) и № 4 (улица Октябрьская), складам гортопа на улицах Коммунаров, Оборонной, Плеханова. Самая протяжённая грузовая ветка (4,5 км) была подведена к шахте Рвовской в районе Косой Горы. Ежедневно оттуда грузовые трамваи привозили в Тулу примерно по 240 тонн угля для нужд промышленных предприятий, госпиталей, школ, детских садов и т. д. А перед самой Победой — в конце апреля 1945 года — в эксплуатацию была сдана еще одна грузовая ветка — трёхкилометровая трамвайная линия к угольной шахте, которая располагалась около деревни Гостеевка.
После войны наряду со вчерашними фронтовиками пришли те, кто в войну подростками совершали свой подвиг на трудовом фронте, чаще всего в родной деревне, где с
Сегодня у трамвайного депо № 1 в Туле — памятная стела с фамилиями тех, кто сражался за Родину, не щадя сил и самой жизни. Каждый год почтить их память приходят оставшиеся ветераны, пережившие ужасы войны и своим трудом приближавшие Победу.
— Их осталось всего семеро,— говорит А. Д. Лукьянов. И тут же поправляется: всего шестеро. Совсем недавно ушла из жизни Александра Игнатьевна Саханцева, девчонкой оказавшаяся в немецком тылу. Их семья помогала партизанам, поэтому тревогу и чувство опасности внушал каждый стук в дверь, каждое движение во дворе. После освобождения — тяжелый изнурительный труд в колхозе, голод, стремление отдать всё фронту, приблизить долгожданную Победу. Её труд был неприметен, но очень важен — она наводила в ТТУ чистоту и порядок. Но мало кто знал, что эта тихая скромная женщина, очень любившая читать, постаралась вырастить замечательных дочерей, дать им образование, словно наверстывая те возможности, которые у нее самой отняла война.
В МКП «Тулгорэлектротранс» помнят своих ветеранов. Было время — для них устраивали праздники, чествовали как героев. И сейчас стараются сделать всё, чтобы пожилые люди имели возможность отметить главный праздник своей жизни достойно. Но время неумолимо. Ряды фронтовиков и тружеников тыла редеют.
— Мы не вправе забывать о подвиге поколения, победившего фашизм,— считает директор МКП «Тулгорэлектротранс» Алексей Марушкин.— Беззаветная храбрость наших ветеранов, их самоотверженность, бескорыстие и готовность жертвовать собой во имя светлого будущего новых поколений должны стать примером для нас, ныне живущих, для наших детей.