Среда 02 декабря

Призраки Дворянского собрания

Назад

06 Ноября 2020 04:39

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

«Соло для зрителя» — так называется новый проект Тульской областной филармонии, благодаря которому каждый желающий сможет побывать за кулисами концертных залов, в репетиционных помещениях и артистических гримерках основного здания филармонии и Дворянского собрания.

Экскурсоводы на выбор

Экскурсии проводятся для маленьких групп до 10 человек, что особенно актуально в период пандемии. Зрители, желающие проникнуть в мир музыкального закулисья, могут выбрать не только любой удобный для них день и время, но и проводника. В настоящее время в этом качестве выступают несколько сотрудников филармонии, в том числе директор ТОФ Елена Руднева и её заместитель по творческим вопросам Алексей Симоновский. Список гидов расширится, когда отменят режим самоизоляции для артистов и административных работников 65 +: нет сомнения, что люди с огромным стажем работы в филармонии могут рассказать о ней много интересного. Надо отметить, что все экскурсии — авторские, во многом построенные на личном опыте проводников. Но алгоритм у них общий, с обязательным рассказом об истории бывшего Дворянского клуба (основное здание филармонии) и Дворянского собрания. Кроме того, все экскурсии завершаются посещением репетиций артистов или коллективов.

Проект «Соло для зрителя» стартовал немногим более двух недель назад, но заявок уже поступило достаточно много. Что любопытно, большая часть экскурсантов — «одиночки». Нам рассказали о даме из Москвы, которая приехала в наш город по делам и очень хотела попасть на концерт Тульского симфонического оркестра под управлением Владислава Лаврика. К сожалению, в дни её пребывания в Туле выступлений этого коллектива не планировалось, и женщине предложили прийти на экскурсию с возможностью побывать на репетиции оркестра. Еще один «сольный зритель» — молодой человек из Дубны. Он очень интересовался Дворянским собранием и после экскурсии объяснил почему: бабушка когда-то рассказывала, что они из тульского дворянского рода. Парню хотелось побольше узнать и почувствовать атмосферу здания, в котором, возможно, бывали его предки…

А атмосфера у Дворянского собрания действительно уникальная. Это особенно остро чувствуешь в дни, когда в здании не проходят пышные торжественные мероприятия или концерты, когда здесь совсем мало людей и непривычно тихо…

Наши колонны в Большом театре

…Перед началом экскурсии по Дворянскому собранию наш проводник — помощник директора ТОФ и ведущая концертных программ Татьяна Тимошенкова — берет на вахте ключи от нескольких залов. Рассказ начинается с фойе второго этажа, где недавно открылась экспозиция с копиями дореволюционных фотографий и архивных документов. Внимательно рассматриваем первый проект Дворянского собрания. Респектабельное здание с куполом планировалось построить недалеко от кремля. Тульские дворяне смету одобрили и отправили проект на согласование в Москву. Это было в 1832 году. Документ вернулся обратно через два года с рекомендацией смету сократить. За это время та самая земля у кремля была продана, а для нового участка на ул. Киевской надо было разрабатывать другой проект. Уже без купола и с меньшим количеством колонн.

— Когда завершились строительные работы и начались отделочные, смету вновь пришлось уточнять. А потом случился пожар в Большом театре в Москве, потребовались деньги на его восстановление, и расходы вновь сократили,— рассказывает Татьяна Тимошенкова.— Тогда в Туле появилась грустная шутка: «теперь наши колонны украшают Большой театр». Проект спас тогдашний предводитель тульского дворянства Черкасский. Если бы не он, вряд ли в здании появились бы такой роскошный колонный зал и дорогая чугунная лестница…

Татьяна всем гостям рассказывает, что по этой лестнице когда-то ходили Толстой, Тургенев и даже Николай II. Это было в 1914 году. Во время визита в Тулу император посетил госпиталь, действовавший в Дворянском собрании.

Татьяна открывает дверь в Голубой зал. Обычно здесь проходят литературно-музыкальные вечера и музейные программы. Главная достопримечательность зала — изящный белый рояль фирмы Карла Гетце. Инструменту более ста лет, он сохранился чудом, долгие годы стоял в 3-й поликлинике городской больницы № 9. По неподтвержденным данным, этот рояль в конце 1920-х годов тульскому лечебному учреждению подарила Надежда Константиновна Крупская. Три года назад его передали филармонии. После ремонта и реставрации инструмент вновь зазвучал. Экскурсант, если захочет, может прикоснуться к его клавишам.

Следующий зал, музейный. С настоящими губернаторскими креслами и огромным диваном — эти предметы были приобретены у одного из тульских коллекционеров.

— Диван и кресла принадлежали Петру Михайловичу Дарагану, возглавлявшему Тульскую губернию в 1853–1865 годы,— продолжает рассказ Татьяна Тимошенкова.— А Тула обязана ему появлением газового освещения на улице Киевской…

В этом же зале стоит потрясающий резной шкаф XIX века с потайным ящичком — наверное, для любовных писем. Также в экспозиции — часы знаменитой фирмы Собакина и портрет Н. П. Макарова — его передали филармонии потомки Николая Петровича. Макаров был дворянином, офицером. Выйдя в отставку, переехал в Тульскую губернию, в имение жены. В зрелом возрасте увлекся семиструнной гитарой, и первый его концерт состоялся именно в Дворянском собрании. Под портретом на стойке — старинная гитара. Дата изготовления — 1847 год. Инструмент «работает» и сегодня — как он звучит, показывают во время экскурсий…

Кто живет в Императорском номере

Следующий зал, Бежевый. Здесь, как говорит Татьяна, «прошлое встречается с настоящим». В этом помещении в те времена, когда у тульской филармонии еще не было своего здания, выступали гастролирующие артисты. Концерты здесь проходят и сегодня. На стенах — картины тульского художника Александра Майорова.

Колонный зал.

— Если сравнивать с первым проектом, на колоннах, конечно, сэкономили, их было больше, но всё равно зал получился роскошным, спасибо Черкасскому,— подчеркивает Татьяна.

С балкона Колонный зал выглядит еще более впечатляющим: до передачи в управление филармонии и реставрации он был в ужасном состоянии. К счастью, сохранился лепной декор и все (кроме одной) бронзовые люстры. Здесь же, наверху,— еще одна экспозиция: в небольшом помещении демонстрируются работы тульского скульптора Юрия Уваркина, автора памятника динозавру, любовно именуемого в Туле Тёщей.

В правом крыле здания, и об этом знают немногие, также есть старинная чугунная лестница. Здесь открыты ресторан и гостиница, где всегда могут остановиться приехавшие на гастроли музыканты. Номера именные — Тургеневский, Толстовский. Есть и Императорский номер-люкс, названный в честь Николая II. Его для нас не открыли — там живет гость, беспокоить его невежливо. Показали Поленовский — с живописью на стенах и мольбертом.

Экскурсия, как и было обещано, завершается посещением репетиций. Какую функцию в Дворянском собрании выполняло помещение, в котором сегодня «поселился» Губернаторский духовой оркестр под управлением П. Балина, неизвестно. Оно небольшое, но довольно уютное. Сейчас музыканты оркестра репетируют по группам, стараясь сохранять социальную дистанцию.

Здесь же обычно занимаются участники мужского вокального ансамбля «Куликово поле». В день нашего визита они готовились к концерту «Нам песня жить помогает». «А я иду, шагаю по Москве» в джазовой обработке они спели специально для нас.

— В этом здании живут призраки? — спрашиваем мы, прощаясь с Татьяной Тимошенковой.

— Я уверена в этом — у меня часто бывает чувство, будто кто-то здесь есть,— отвечает она.— Страшновато, конечно, но не очень: мне кажется, призраки дома Дворянского собрания к нам относятся снисходительно, ведь мы занимаемся благим делом. Как-нибудь надо прийти сюда ночью, обязательно это сделаю…


Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама