Вторник 29 сентября

Остапы Бендеры проснулись в Туле

Назад

14 Августа 2020 01:24

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: к/ф "Золотой теленок"; yandex.ru

Тулячка Елена С. столкнулась с проблемой, связанной с приватизацией жилья. Она понимала, что без помощи квалифицированного специалиста не обойтись, и обратилась в юридическую фирму, активно рекламирующую свои услуги.

Сколько стоит «бесплатная» консультация

Елену в том числе привлекло то, что фирма во всех рекламных объявлениях подчеркивала: первая консультация — бесплатно. Женщина не исключала, что в ее ситуации будет достаточно одной встречи: юрист разъяснит, на что, в соответствии с российским законодательством, она имеет право, а на что — нет. Речь шла о приватизации квартиры умерших родителей, в которой живет только Елена, при этом в ней также зарегистрированы дети брата и он сам.

Молодой сотрудник фирмы Елену внимательно выслушал, заверил, что проблема решаема, и предложил подписать договор на оказание юридических услуг на сумму 35 тысяч рублей. Женщина согласилась, заплатила деньги. На следующую встречу, согласно договоренности, пришла через два дня — и была удивлена: на этот раз к ней вышел другой человек. Пришлось вновь рассказывать свою историю и показывать документы. Этот юрист заявил, что его молодой коллега ошибся и дело с правовой точки зрения не имеет никаких перспектив. Елена решила расторгнуть договор, чтобы вернуть уплаченные деньги. Представители фирмы сопротивляться не стали, однако пообещали вернуть 24,5 тысячи рублей вместо 35. Елена сделала вывод, что «бесплатную» консультацию своего безграмотного сотрудника они оценили в 10,5 тысячи.

Юридическая контора должна была перечислить бывшей клиентке деньги в течение месяца, однако о своем долге благополучно «забыла». Елена обратилась за помощью в отдел защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области. Специалисты помогли ей восстановить справедливость через суд. В результате фирма должна будет заплатить тулячке 78 тысяч рублей: возврат денег, уплаченных по контракту, плюс неустойка, компенсация морального вреда и судебный штраф за отказ добровольно выполнить законные требования потребителя.

Минус 30 процентов

— На юридическую фирму, проигравшую этот суд, за последнее время мы получили 16 жалоб, ее деятельностью уже заинтересовалась прокуратура,— комментирует начальник отдела защиты прав потребителей Надежда Андрианова.— Граждане обращались в эту организацию по самым разным поводам: обжалование штрафа, взыскание долгов по алиментам, жилищные проблемы, большие задержки по зарплате и так далее. Фирма обещала им юридическое сопровождение с положительным результатом, они подписывали договоры, в тот же день вносили деньги частично или полностью. Часто на этом деятельность «юристов» заканчивалась…

По словам Надежды Алексеевны, клиенты, усомнившиеся в добросовестности сотрудников фирмы, требовали расторгнуть договор — тем более что по закону «О защите прав потребителей» они имеют право сделать это в любой момент, без объяснений причин,— и получить уплаченную сумму за вычетом фактически понесенных исполнителем услуг расходов. Но — расходов не вымышленных, а реальных, которые при необходимости можно документально доказать в процессе судебного разбирательства. Вернуть деньги, даже частично, удавалось далеко не всем. К слову, в договорах, которые в фирме предлагали подписать потенциальным клиентам, было указано: при его расторжении с них удержат 30% суммы контракта, что незаконно само по себе, и юристы должны знать об этом лучше, чем кто-либо другой.

Что интересно, на свои консультации сотрудники юридической конторы заманивали не только с помощью рекламы, но и по телефону — так же, как это делают многочисленные центры «красоты и здоровья». Схема очень похожая. Последствия, увы, тоже.

И еще об одном обстоятельстве, пора — зившем даже видавших виды сотрудников Роспотребнадзора — государственной структуры, работающей с обращениями граждан бесплатно. В списке услуг, которые фирма предлагала гражданам,— написание жалоб в тот же Роспотребнадзор, прокуратуру, правительство и профильные министерства Тульской области. За деньги, конечно…

И снова счётчики

Специалисты отдела защиты прав потребителей отмечают: как только пандемия пошла на спад, тут же активизировались «Остапы Бендеры» всех мастей. Кто-то оказывает «юридическое сопровождение», а кто-то ходит по квартирам и втридорога продаёт пожилым людям электронные счетчики электроэнергии.

— 1 июля вступило в силу постановление Правительства РФ, которое закрепляет ответственность по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков электроэнергии в многоквартирных домах за энергосбытовыми организациями, в нашем регионе — за АО «ТНС энерго Тула»,— отмечает главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Людмила Богатых.— Но при этом по-прежнему никто не запрещает собственникам жилья, если они захотят, поменять счетчик самостоятельно, воспользовавшись услугами частников. Главное — не забывать: если при этом кто-то снимет пломбу на счетчике без санкции ресурсоснабжающей компании, вам придется заплатить штраф, и немаленький…

В конце июля в квартиру Антонины Андреевны И. позвонила женщина, представилась сотрудницей «ТНС энерго Тула» и сказала, что должна провести проверку счетчика. Дама не вызвала никаких подозрений, особенно после того, как вручила хозяйке дома буклет тульской ресурсо — снабжающей компании. Изучила прибор, вздохнула и сказала, что его надо менять — устарел. Надо срочно ставить новый, электронный, иначе со следующего месяца придется платить по среднему тарифу. Женщина предложила поставить новый электронный счетчик бесплатно и назвала цену прибора — 5900 рублей (в магазине он, кстати, стоит раза в три меньше). Антонина Андреевна согласилась. Счетчик мастера поменяли быстро, минут за пятнадцать. Взяли деньги, попросили поставить подпись на какой-то бумажке — и исчезли. Антонина Андреевна подумала — и решила позвонить в «ТНС энерго Тула». Там ответили, что её счетчик мог спокойно работать до 2030 года…


Наши партнеры
Реклама