Пятница 26 февраля

«Нравоучения нас не убеждают»

Назад

05 Февраля 2021 08:11

 0
Общество

Автор: Алексей КУЗНЕЦОВ

Фото: кадр из к/ф «Республика ШКИД»

Уместен ли «контрольно-воспитательный» подход к деятельности учебного заведения и наличие в школе «замполитов»?

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что в российских школах у директоров появятся советники по воспитательной работе. Пока что речь идет о десяти пилотных регионах, в число которых Тульская область не вошла. Тем не менее, если власть сочтёт инициативу полезной, нововведение может коснуться всех школ страны.

Заявленная цель — воспитание подрастающего поколения. Однако многие — как родители учеников, так и эксперты — считают вредным и даже опасным политизацию учебного и воспитательного процесса, которая, как полагают, неминуема в случае реализации проекта. Чрезмерная всесторонняя опека подрастающего поколения давно показала свою неэффективность и результаты, обратные желаемым.

Нужны ли в школе, помимо завучей и педагогов, ещё и воспитатели? Этот вопрос мы задали тулякам.

Алена Коваленко, студентка:

— Воспитание — процесс многогранный. Роль школы в нём никак нельзя исключить. Нельзя добиться целей образования, не воспитывая. Речь, как я понимаю, о содержании того воспитания, которое ребенок получает во время учёбы. Здесь как раз и случаются разногласия.

Но фундамент — всё равно семья и те заложенные ею качества, с которыми ребёнок приходит в школу. В семь лет он уже давно не чистый лист, на котором что захочешь, то и напишешь. Я считаю, что в школе только развиваются черты личности, сформировавшиеся в раннем детстве. И роль штатного школьного воспитателя — минимальна.

В то же время в школьные годы развиваются навыки коммуникации, поэтому нужно, чтобы педагог направил новые черты в верное, полезное для ребенка русло. Учитель подскажет маленькому человеку, как влиться в социум, как, имея собственное мнение и интересы, уважать позицию и потребности окружающих. Без этого мы окажемся в обществе эгоистов…

Игорь Брюзликов, заместитель директора школы:

— Мне новая инициатива кажется созданием избыточной структуры, которая не принесёт пользы. Учебно-воспитательная работа и так ведётся и заву — чами, и классными руководителями. Не буду утверждать, что создание воспитательной службы выглядит как неразумная трата бюджетных средств, но в жизни школы есть немало проблем, которым денежные вливания куда нужнее. Не надо далеко ходить — ставки у учителей в регионе крошечные, материальная часть, несмотря ни на что, также оставляет желать лучшего. Так что данный проект видится непродуманным.

Что же касается воспитания в образовательном процессе, то с уверенностью скажу: обучение и воспитание немыслимы друг без друга. Школа должна принимать активное участие в передаче опыта не только научного, но и социального. Но наш приоритет — вопросы передачи и закрепления знаний. Воспитываем, соответственно, на этой основе. Учим пунктуальности, аккуратности, трудолюбию и ответственности. Эти качества важны для успешной учёбы и жизни. Это — наша территория ответственности. Выходить за её пределы представляется мне нецелесообразным: посягательство на личную зону ученика и его семейного уклада для нас, если и возможны, то маложелательны.

Как врачи, мы должны следовать древнему принципу: «Не навреди». Не зная меры, легко переусердствовать в вопросах воспитательной работы. Давление, под которое попадут наши подопечные в таком случае, может вызвать только лишь отрицание и агрессию…

Оксана Зеленова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка ТГПУ им. Л. Н. Толстого:

— Воспитание, как мне кажется,— задача и семьи, и школы. Никто не поспорит, что изначально всё в ребенке формируется родителями, семейным кругом, за которыми следуют учреждения дошкольного образования — нельзя про них забывать, а только потом — школа. Ничего противоестественного нет в участии школы в воспитательном процессе, ведь дети практически по 6–7 часов там проводят, значительную часть своей жизни.

Комплексный подход необходим в подходах к воспитанию как процессу. Все должны принимать в нём синхронное участие. Не стоит бояться, что ребенка научат в школе чему-то не тому, чему его хотели бы научить родители,— растущий человек сам сориентируется.

Воспитательная работа была очень хорошо поставлена в моей школе, потому что я училась в советские времена. Школа сыграла важную роль. В прошедшую субботу была встреча выпускников, а выпуску уже тридцать лет. Мы все вместе встречаемся с классным руководителем уже много лет и дружим на протяжении жизни. Это — заслуга наших педагогов. Дружба, понимание, взаимовыручка — всё это я взяла из школы…

Маргарита Лесина, студентка:

— В первую очередь воспитание на себя должны брать родители, это — ответственность семьи. При небрежном подходе школа его не исправит, а при правильном никто не испортит человека. Видя перед глазами достойный пример человека, уверенного в себе, открытого и доброго, ребёнок, конечно, потянется к нему и начнёт перенимать положительные черты характера. Но увидит ли ученик настоящего наставника в своих педагогах и работниках школы, нельзя сказать заранее.

У меня возникает внутренний протест, стоит мне представить, как моего будущего ребёнка начнут учить каким-то отжившим правилам поведения, диктовать ему различные стереотипы. От этого нельзя быть застрахованным. Школьная жизнь не может не воспитывать, но прикладывать к этому излишние усилия не стоит, как и причёсывать всех под одну гребёнку и внушать что бы то ни было. Хорошим такой подход не закончится, и можно получить «на выходе» выпускников, которые не будут иметь собственного мнения или станут выполнять предписания, которые не находят у них отклика внутри.

Помню, у нас был предмет «Основы православной культуры», который требовалось посещать. А я не хотела и искренне не понимала, зачем это мне нужно. Если воспитание будет таким же напористым, то остаётся только одно: самой принимать как можно больше участия в своих детях, разъяснять им, что к чему, чтобы им не пришлось нести за собой по жизни неактуальный для них багаж…

Иван Евсеенко, старшеклассник:

— Ничего нового в нововведении нет. Уже были и завучи по воспитательной работе, и много тематических мероприятий общешкольного характера. Воспитание в школе заключается не в работе такого человека. Нельзя человеку внушить какие-то принципы, заставить его как-то «правильно» вести себя. Это само приходит в соответствии с окружением. Школьный учитель должен заставить человека задуматься. А нравоучения какого-то воспитателя, показушные акции никого из нас не убеждают. Мы в школе хорошо видим, если у взрослых расходятся слова и дела. И ребята или просто не обращают внимания на внушение разных «устоев», или становятся приспособленцами.

Взрослым надо вести себя с нами честно. Ложь школьники сразу чувствуют…

Лариса Кузнецова, пенсионерка, в прошлом — педагог интерната:

— В обычной школе, конечно, есть место воспитательным моментам, и учитель должен быть готов подать ученикам верный пример, объяснить, кто прав и виноват в конфликтной ситуации. А в интернате мы и вовсе берём на себя значительную часть воспитательных функций. На нас — ответственность не только за то, как ребята ведут себя в стенах классов, но и за то, как они общаются друг с другом, как относятся к Родине. Нам становится жизненно важно научить их взаимовыручке и порядку, вплоть до того, как застилать кровать. Без воспитательной работы нельзя представить современное учебное заведение.

Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама