Медвежьи услуги

Назад

05 февраля 2021 04:47

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: из открытых источников

Туляки с каждым годом становятся всё более финансово грамотными, тем не менее далеко не каждый способен разобраться во всех тонкостях современных банковских и страховых продуктов и разумно вложить деньги — чтобы не просто их сохранить, но и подзаработать на процентах. Анна Евгеньевна считала себя человеком вполне рациональным и бдительным. До недавнего времени…

Лучшее предложение

Два года назад она открыла срочный вклад в одном из тульских филиалов крупного российского банка. Воспользовалась специальным предложением — 7 процентов годовых. Когда срок действия договора закончился, пришла в банк, чтобы продлить его еще на два или три года, разумеется, на тех же условиях. Однако сотрудница кредитной организации сообщила Анне Евгеньевне, что это невозможно: из-за того, что Центральный банк России понизил ключевую ставку, проценты по всем вкладам уменьшились. Предложила клиентке открыть срочный вклад с 5,25 процента годовых.

Анна Евгеньевна была разочарована. И тут банковская служащая рассказала ей об очень выгодной альтернативе — договоре инвестиционного страхования жизни. Он заключается на конкретный срок — от трёх лет. Страховая премия выплачивается наследникам, если наступает страховой случай — то есть если, не дай бог, клиент умрёт. Но с Анной Евгеньевной это, конечно же, не произойдёт, зато по истечении срока действия договора она сможет получить не только вложенные средства, но и доход до 12 процентов годовых. Дело в том, что её деньги будут инвестироваться и активно работать — отсюда и солидная прибавка. Предложение показалось клиентке выгодным, и она согласилась.

Это было в начале декабря, а на Новый год к Анне Евгеньевне в гости приехала дочь с мужем. Женщина с гордостью рассказала им об удачном вложении сбережений. Зять заинтересовался, попросил принести подписанный договор и стал внимательно читать. А потом объяснил Анне Евгеньевне, что условия соглашения не такие уж радужные, как ей казалось.

Дело в том, что 12 процентов — это максимум, что можно получить, и только в том случае, если инвестиции окажутся исключительно успешными и принесут большой доход. Но ведь этого никто не может гарантировать. В реальности ставка может оказаться любой, даже нулевой. Но самое неприятное даже не это: а вдруг страховая компания за эти три года обанкротится? Если такое случается с банком, то клиент в любом случае получит свои деньги: сегодня государство защищает вклады до 1 миллиона 400 тысяч рублей. А вот деньги, переданные по договору страховой компании, государством не застрахованы…

На следующий день Анна Евгеньевна отправилась в банк, чтобы расторгнуть договор, однако оказалось, что сделать этого она не может…

— В последнее время к нам довольно часто обращаются туляки, заключившие договоры об инвестиционном страховании жизни, а потом осознавшие, что ИСЖ и банковский вклад — это совсем разные вещи,— комментирует главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Елена Осенкова.— Заключить договор об ИСЖ им предлагают именно в банках, поэтому многие думают, что это разновидность вклада. Однако в данном случае банковский служащий выступает просто как агент страховой компании. К слову, ничего незаконного в этом нет…

Елена Осенкова подчёркивает: у инвестиционного страхования есть свои плюсы: например, налоговый вычет в 13 процентов от внесенной страховой премии, который полагается клиенту. Еще одно преимущество: высокая ставка по процентам, если инвестиции хорошо сработают. Следовательно, ИСЖ — для тех, кто готов рисковать. А вот к числу минусов принадлежит невозможность досрочного расторжения договора с возвратом уже уплаченных взносов. Клиент имеет на это право только в «период охлаждения» — 14 дней после подписания документов. Анна Евгеньевна, к сожалению, спохватилась гораздо позже…

До и после

Туляки никак не могут расстаться с привычкой читать договоры не до, а после их подписания. А в них можно обнаружить много неожиданного.

Житель Тулы Олег Михайлович Н. решил приобрести в кредит айфон стоимостью 60 тысяч рублей. В одном из тульских магазинов заключил договор купли-продажи с привлечением кредитных средств, получил телефон, пришел домой, стал изучать только что подписанные бумаги. И с изумлением обнаружил, что, кроме телефона, ему, даже не поставив в известность, продали в кредит четыре весьма недешёвые услуги: Смарт Проект за 18 с лишним тысяч рублей, защита экрана — около 1100 рублей, антивирус — 2386 рублей и страховку от несчастных случаев — почти 20 тысяч рублей. Что удивительно, никаких документов или чеков на проданные услуги Олегу Михайловичу не предоставили. Он вернулся в магазин и потребовал отдать деньги за навязанные услуги. Вместо этого продавец вручил ему сертификаты на Смарт Проект, защиту экрана и антивирус. А вот страховая компания спорить не стала: договор расторгли тут же и без вопросов.

Возмущенный туляк обратился в отдел защиты прав потребителей с просьбой помочь избавиться от «медвежьих» услуг, которые ему не нужны.

— Управление Роспотребнадзора по Тульской области направило иск в защиту потребителя. Продавец не вправе навязывать покупателю платные услуги без его согласия, и если это всё же произошло, человек может в любой момент от них отказаться и рассчитывать на возврат уплаченной суммы,— говорит заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Ольга Елистратова.— Покупатель сертификаты не использовал, указанные в них коды не активировал. В иске мы требуем вернуть ему стоимость этих услуг — в общей сложности 21 531 рубль, а также возместить моральный вред…

В подобного рода случаях, если иск удовлетворяется, суд прибавляет штраф за отказ добровольно удовлетворить законные требования потребителя — 50 процентов от суммы взыскания. В данном случае до суда может и не дойти: кажется, магазин готов признать свою неправоту и заключить с истцом мировое соглашение.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных