Понедельник 13 мая
Связаться с редакцией

Дорого, но сегодня. Дёшево, но вчера

Назад

16 июля 2021 02:22

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: из Интернета

Молодожены Андрей и Елена Н. решили приобрести новый автомобиль. Договорились так: муж выбирает модель, жена — цвет. В результате остановились на красном «Киа Рио» стоимостью один миллион двести тысяч рублей.

Она подорожала и изменила цвет

Андрей заключил предварительный договор с одним из автосалонов Тулы и внес аванс. В договоре были указаны в том числе цена и цвет машины. А также — срок, в течение которого она будет доставлена покупателю. Через два с половиной месяца Андрею позвонил менеджер автосалона и сообщил, что его «Киа Рио» прибыла в Тулу.

Покупать автомобиль супруги отправились вдвоем, а вечером запланировали праздничный ужин в честь такого события. Увы, праздника не получилось. Доставленное авто оказалось не красным, а серебристым и стоило на двести тысяч дороже. Менеджер автосалона объяснил, что за время, прошедшее с подписания предварительного договора, машины резко выросли в цене, что же касается цвета, то красный будто бы снят с производства. Впрочем, если покупатели настаивают, можно поискать и красный, но только за эксклюзивный цвет надо будет доплатить… Андрей и Лена расстроились, сказали, что подумают,— и обратились за консультацией в отдел защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области.

— Заключение предварительного договора купли-продажи автомобиля — распространенная практика и необходимое условие, когда доставка дорогостоящего товара откладывается,— комментирует ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Анна Слипенькая.— Как правило, в текст договора включают марку и модель автомобиля, комплектность, цвет кузова, стоимость, сроки доставки и передачи машины покупателю. Исполнение предварительного договора обязательно для обеих сторон, на его основе должен быть заключен договор купли-продажи — причем строго на тех же условиях. А это значит, что автосалон не имеет права продавать вам товар по более высокой цене…

По словам сотрудников регионального Роспотребнадзора, в последнее время жалобы на автосалоны, нарушающие условия, прописанные в предварительном договоре, поступают довольно часто. Самое распространенное — повышение цены. Есть и другие — в частности, навязывание дорогого дополнительного оборудования, о покупке которого клиент и продавец ранее не договаривались. Как действовать в таких случаях? Написать в адрес автосалона претензию о неисполнении условий договора, можно упомянуть, что это нарушение статьи 310 Гражданского кодекса РФ. Если же автосалон не признаёт свою неправоту, через 30 дней можете подавать иск в суд.

Возместите разницу

В случае с Андреем и Еленой спор разрешился еще до суда. Специалисты Рос — потребнадзора тщательно изучили текст предварительного договора — и обнаружили там массу интересного. В частности, автосалон вписал в бланк документа возможность в одностороннем порядке изменять условия — повышать цену, продлевать сроки доставки и даже, в определенных случаях, не возвращать аванс. А российское законодательство запрещает вносить в договор условия, ущемляющие права потребителя (статья 16 Закона «О защите прав потребителей). После того как об этом напомнили руководству автосалона, для Андрея и Елены быстро нашли красный автомобиль нужной марки и по старой цене.

К слову о предварительном договоре. Он, как мы уже писали, обязателен для исполнения и продавцом, и покупателем. Так что если вы машину заказали, а на следующий день все деньги потратили и о договоре благополучно забыли, ждите неприятностей. Схема точно такая же: автосалон присылает вам претензию, потом ждет 30 дней и подает в суд… Впрочем, ситуации бывают разные, и человек может передумать покупать авто не просто так, а из-за изменившихся жизненных обстоятельств. В таких случаях заранее следует всё объяснить продавцу — в автосалонах с хорошей репутацией обычно проявляют понимание и идут навстречу клиентам.

Манипулированием ценами частенько грешат и интернет-магазины. Жительница Тулы Анна С. заказала надувной бассейн для дачи, который, как было указано на сайте продавца, стоил 17 тысяч рублей. Ее заявка была принята, на электронную почту пришло соответствующее уведомление. А через неделю пришло сообщение, что бассейн теперь стоит 23 тысячи рублей. Товар доставили еще через две недели — уже за 25 тысяч, к тому же без необходимых комплектующих…

— При дистанционной торговле договор купли-продажи считается заключенным с момента уведомления о том, что заявка принята,— подчеркивает главный специалист — эксперт отдела защиты прав потребителей Елена Осенкова.— Если цена доставленного товара оказалась выше той, по которой вы его заказывали, направляйте претензию и требуйте возместить разницу…

#МятаЖиви

И еще один сюжет, актуальный. В ночь на 18 июня, за несколько часов до открытия, по требованию Роспотребнадзора был отменен фестиваль «Дикая Мята». Для тысяч гостей, которые заранее приобрели билеты, потратились на дорогу, оплатили проживание в местных пансионатах и гостиницах, это стало огромным разочарованием. При этом все понимали, что организаторы фестиваля тоже понесли убытки, причем очень большие. Губернатор Тульской области Алексей Дюмин обещал им возместить часть потерь и свое обещание исполнил. А сейчас начинаются звонки от тех, кто заплатил деньги за билеты: есть ли шанс их вернуть? …

Главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Любовь Чернова поясняет:

— Мероприятие отменено меньше чем за сутки и не по вине организаторов, поэтому они могут, сославшись на фактически понесенные расходы, предложить вернуть часть суммы. А если вообще откажутся возвращать — надо идти в суд. Какое решение он вынесет в данном случае, неизвестно, но есть вероятность, что суд будет исходить из понятия «справедливое распределение расходов». Применение этого принципа уместно, когда обе стороны оказываются пострадавшими, в такой ситуации было бы разумным разделить между ними бремя убытков…

В период пандемии не раз отменялись массовые мероприятия, в организацию которых были вложены немалые деньги. За неделю до «Дикой Мяты» было объявлено о переносе рок-фестиваля «Нашествие», который должен был состояться под Серпуховом, на следующий год. Оргкомитет «Мяты» ищет возможность решить проблему: обещает, что купленные билеты будут действительны и в 2022 году, старается договориться со спонсорами и партнерами. На днях начался возврат денег тем, кто намерен их все-таки сдать. На это, как сообщил организатор Андрей Клюкин, пойдут донаты, перечисленные поклонниками фестиваля.

Сейчас тысячи зрителей вместо того, чтобы требовать возвращения денег, наоборот — запустили в сети акцию покупки билетов на 2022 год #МятаЖиви. Когда люди доверяют и поддерживают друг друга, суды не нужны…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных