Понедельник 20 мая
Связаться с редакцией

Чёрное лето тульского летчика-аса Бориса Сафонова

Назад

28 апреля 2021 20:40

 0

Фото: ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Материал о летчике-асе, дважды Герое СССР Борисе Сафонове, имя которого носит тульский железнодорожный колледж, вышел на сайте телеканала «Звезда».

Сафон - так называли командира 2-го гвардейского смешанного авиаполка, Героя СССР Бориса Сафонова. Его фамилия гремела, летчик был лучшим не только в Советском Союзе, но и среди всех стран-союзников по антигитлеровской коалиции.

Однако славная история побед не могла бы состояться без трудных, практически безвыходных ситуаций. Были в военной карьере Сафонова и «черные» дни, заставившие его переосмыслить все свое существо.

Борис всегда рос добрым, сильным и полным необычных изобретательских идей. Благодаря этому он всегда был центром притяжения детей вокруг. Первый самострел из деревяшки и куска трубы он сделал в семь лет - едва не лишился глаз, испытывая, но повезло. Позже Сафонов увлекся стрельбой, охотой и оружием.

Учился Борис в железнодорожной школе фабрично-заводского ученичества в Туле, планировал приобрести навыки слесаря, чтобы чинить паровозы. Но судьба сложилась иначе, и Сафонов «заболел» небом, поэтому параллельно с учебой юноша поступил в планерную школу. Однако поначалу его не взяли из-за того, что управление летательными средствами было заточено под правшей, а Сафонов, как назло, был левшой. Но он не растерялся и повернул свой, казалось, недостаток в обратное русло - научился одинаково мастерски управлять обеими руками и добился права совершать полеты. Летом 1933 года Борис окончил аэроклуб и отправился в Качинскую военную школу пилотов, откуда вышел готовым летчиком, и поступил на службу в 106-ю истребительную авиаэскадрилью в Витебске.

Через несколько лет он подал рапорт о переводе в морскую авиацию на Северный флот, и весной 1941 года старший лейтенант Борис Сафонов возглавил эскадрилью 72-го смешанного авиаполка ВВС Севфлота. За четыре месяца войны он прошел путь от майора до командира полка.

День 29 июня 1941 года стал для него «черным»: над аэродромом Ваенга появились больше 20 немецких самолетов. Увидев, как один из них нацелился на беззащитную советскую эскадрилью, Сафонов схватил ручной пулемет и открыл по нему огонь. От неожиданности немец сбросил бомбы раньше положенного, что спасло самолеты 4-й эскадрильи, но так повезло не всем - с болью командир смотрел на дымящиеся останки бомбардировщика СБ и двух истребителей И-15 бис. В кабине одного из них сгорел молодой летчик. Но это было лишь началом испытаний - всего за день эскадрилья лишилась сразу пяти самолетов и требовала тотального ремонта уцелевших. Из 16 летчиков погиб один и двое получили тяжелые ранения. Это стало для Сафонова жестоким уроком.

«Именно 29-го числа немцы произвели первый массированный налет на наши главные аэродромы. Именно в этот первый налет авиации, хоть он и ожидался, он нанес самый, пожалуй, существенный ущерб нашей авиации», - описал происходящее в тот день профессор Северного арктического федерального университета Архангельска Михаил Супрун.

Продолжение статьи читайте на сайте источника.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных