Василий Поленов и «Титаник»

Назад

29 мая 2018 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Елизавета КУЗНЕЦОВА

Фото: education. tularegion.ru

Десятиклассники Тульской области приняли участие в региональном этапе гуманитарной олимпиады «Умницы и умники».

Полсотни умников и умниц

Школьники всех районов Тульской области, прошедшие отбор заочного конкурса Всероссийской гуманитарной олимпиады «Умницы и умники», собрались в Туле для участия в очном отборочном туре.

В заочном туре участвовали 598 старшеклассников — они писали эссе на одну из трех тем. Лично познакомиться с писателем, телеведущим, кандидатом исторических наук, заведующим кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО Юрием Вяземским и побороться за право участвовать в телевизионной игре с перспективой льготного зачисления в МГИМО в случае победы прибыли 52 призера. Девять из них набрали наибольшее количество баллов за эссе, они стали агонистами, остальным досталась роль теоретиков. Очный тур олимпиады «Умницы и умники» был посвящен трем известным людям, чье творчество тесно связано с тульской землей — художнику Василию Поленову, композитору Александру Даргомыжскому и писателю Викентию Вересаеву.

— Рад видеть вас снова,— обратился к участникам отборочного тура викторины Юрий Павлович.— Я всегда очень хорошо относился к Тульской области, для моей жены этот регион — в каком-то смысле центр России. Как и для меня. Основное пожелание к вам, молодые участники,— учтите, что в критический момент себя можно поддержать такими словами: «Я умница, я из Тульской области». А после этой мантры можно смело отвечать! Как известно, побеждают самые везучие. И всё же сегодня каждый — победитель, потому что вы — талантливые ребята с тульской земли и находитесь сейчас здесь.

Начиная с 2012 года отборочный этап гуманитарной олимпиады «Умницы и умники» в Тульской области готовят и проводят специалисты министерства образования Тульской области, сотрудники института повышения квалификации и переподготовки работников образования при поддержке профессорско-преподавательского состава ТПГУ им. Л. Н. Толстого.

Министр образования Оксана Осташко, поприветствовав участников, отметила, что благодаря этой олимпиаде старшие школьники могут сделать для себя определенные выводы и поставить себе высокие цели.

Агонист выбирает дорожку

Трех десятиклассниц, которые набрали самые высокие баллы в заочном туре, пригласили для участия в первом агоне. Остальные ребята, ставшие на момент игры теоретиками, замерли: всё внимание сосредоточилось на ведущем и на вопросах, которые он вот-вот задаст. Кстати, сам Юрий Вяземский сел к жюри, в ареопаг — не по собственному желанию, конечно.

После конкурса красноречия, когда порядок на право выбора дорожки определился, агонисты заняли свои места. Победить в агоне можно тремя способами. Первый — это встать на красную дорожку, на которой всего лишь два вопроса, но нет права на ошибку. Второй — пойти по желтой дорожке, где участник может допустить один неверный ответ, но и количество вопросов увеличивается до трёх.

Больше всего отвечать приходится участнику на третьем пути — зеленой дорожке: его ждут четыре вопроса, но при этом у него остается право на 2 ошибки. Неизменно побеждает тот, кто быстрее пройдет свой путь.

И вот ведущий задает первый вопрос: «Творчество какого композитора повлияло на А. С. Даргомыжского? И в каком году они познакомились?»

Агонист Дарья на зеленой дорожке, которой достался этот вопрос, ответа не знала. Руки теоретиков сразу поднялись вверх, но помощники ареопага в зале выбирают самого первого. Прозвучал правильный, но неполный ответ — Михаил Глинка. Другая участница из зала назвала год его знакомства с Даргомыжским — 1835. Так два теоретика получили свои первые медали. А вот девушкам на дорожках не очень везло: очень скоро в зал вернулась и агонист Валерия Колесникова, десятиклассница школы им. Успенского в Одоеве.

— В целом вопросы были не слишком сложные,— поделилась она своими впечатлениями от игры.— Наверное, я недостаточно хорошо подготовилась к этой олимпиаде, хотя старалась. Читала произведения Вересаева и комментарии к ним, рассматривала репродукции картин Поленова, изучала его биографию. Много нового узнала и о Даргомыжском, слушала его оперы… А еще — есть огромная разница между тем, когда ты стоишь на дорожке и когда ты отвечаешь из зала. На своем месте тебе спокойно. А когда стоишь перед всеми, волнуешься, да еще и вопросы попадаются каверзные — тяжело.

Десятиклассница рассказала, что времени для подготовки к очному туру совсем мало, да к тому же даже умниц не освобождают от обязанности успевать и за школьной программой.

— Но участие в «Умницах и умниках» для меня — это очень интересный и полезный опыт, я не расстроилась оттого, что не прошла дальше.

Валерию и нескольких ее одноклассников рекомендовали к участию в олимпиаде преподаватели. Но эссе-то она писала сама, хотя в школе этому вряд ли учат…

Четыре ордена и медаль

К концу второго агона ребята наконец-то разыгрались: правильных, четких и уверенных ответов стало больше, как и поднятых теоретиками рук. Не только медали — уже и золотистые ордена с буквой «У» появлялись на груди самых активных в зале.

«Что связывает Василия Поленова и печально известный морской лайнер „Титаник“?» — этот вопрос для участников агона оказался слишком сложным. С уверенностью из зала на него ответила ученица центра образования № 1 Алена Шалимова. Оказалось, картины В. Д. Поленова должны были отправиться на «Титанике» на выставку в Америку. Но подготовка полотен затянулась, и груз не успел к отплытию.

— Из зала отвечать спокойнее,— рассказала Алена, ставшая, пожалуй, самым активным теоретиком.— И я уже получила четыре ордена и одну медаль. Ну а если есть вопросы, на которые я не знаю ответа,— то просто не поднимаю руку. Хотя тема викторины мне интересна — после школы хотелось бы связать свою жизнь с творческой деятельностью: с киноискусством, например, или с журналистикой. С 7 лет я занималась на «Классном телевидении» в нашей школе. Нравится делиться с окружающими тем, что я узнала, пробую писать статьи. Мне кажется, у меня неплохо получается.

Еще один участник — Никита Моисеев, ученик Одоевской школы им. Виноградова, находившийся в зале,— признался: ему вопросы показались сложными.

— Мне за всё это время удалось ответить на один вопрос и получить свою медаль. На заочном туре писал эссе на тему: «Что для меня знание?». В этой работе я не готовил никакого плана — просто написал как мне думалось — рассказал о том, где пригодятся знания и как я их получаю… И конечно, уже думаю о том, куда поступать — после учебы подам документы в один из московских вузов, хочу быть экономистом…

* * *

Как сообщает сайт министерства образования Тульской области, победителями регионального этапа Всероссийской гуманитарной олимпиады «Умницы и умники» стали: Алена Шалимова — I место, Полина Фоменко — II место, Алина Кезерева — III место. Они награждены соответствующими дипломами и лично приглашены Юрием Вяземским принять участие во Всероссийской олимпиаде сезона 2018/2019 годов без какого-либо дополнительного отбора. Съемки телевизионных передач «Умницы и умники» с участием наших победителей пройдут в сентябре.

Призерами регионального этапа стали Евгений Панюков и Никита Моисеев, все участники очного тура награждены грамотами министерства образования Тульской области, а 9 агонистов — сувенирами от министерства и издательства «Просвещение».


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных