Пятница 18 сентября

Трудно быть лучшим

Назад

04 Мая 2018 00:00

 0
Общество

Автор: Ульяна ПАНИНА

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В Туле прошел конкурс профессионального мастерства среди водителей троллейбуса.

Традиционно в преддверии Дня Весны и Труда завершаются отраслевые состязания за звание «Лучший по профессии». И причина этого понятна.

— Первомай для всех тружеников был и остается праздником единения и солидарности, днем провозглашения права каждого человека на достойный труд, достойную зарплату и достойную жизнь,— убежден глава Тулы Юрий Цкипури.— Почет и уважение всегда будут окружать тех, кто строит, лечит и учит, кто каждый день обеспечивает бесперебойную работу всех жизненно важных объектов.

Муниципальный транспорт как раз входит в перечень таких объектов. Так получилось, что региональный конкурс на звание «лучший по профессии» среди водителей троллейбусов прошел в рамках одного предприятия — МКП «Тулгорэлектротранс». Просто больше нигде в области нет ни троллейбусов, ни их водителей. Так что десять участников конкурса, как равно и судьи,— все были, можно сказать, своими, местными.

— Мы отобрали для состязаний лучших,— рассказывает заместитель директора «Тулгор — электротранса» по эксплуатации Валентина Колтунова.— Критерии понятны: первый и главный — безаварийная езда, далее по списку — содержание машины в порядке, соблюдение графика движения, отсутствие жалоб и нареканий…

То, что соревнования проходили отнюдь не в «милом семейном кругу», было заметно с первого дня, когда десять претендентов сдавали экзамен на знание правил дорож-ного движения.

Второй день, посвященный практическим испытаниям, тоже легким назвать было слож-но. Приемка троллейбуса перед выездом на линию — первое задание этого тура — про-ходила достаточно нервно. Одна группа готовилась к выходу на старт, конкурсанты повторяли азы, знакомые по ежедневной работе.

Все сдали на «отлично» прохождение медицинской комиссии. Алкотестер показывал нулевые значения, тонометр подтверждал, что с таким давлением — хоть в космос лети!

— В этой процедуре нет ничего нового — обычные действия каждого рабочего утра: проверка на содержание алкоголя, измере-ние температуры, давления. Понятно, что водитель с давлением выше, чем 140 на 80, на линию не выпускается, так же, как и с повышенной температурой,— поясняет начальник службы медицинских работников Людмила Волкова.— Также мы выслушиваем жалобы, интересуемся соблюдением режима отдыха, хотя это несложно определить и визуально. Если что-то не в порядке, к управлению троллейбусом не допустим. 

После медицинского освидетельствования водителям требовалось показать свою собранность и за шесть минут продемонстрировать готовность к выезду на линию: перечисление необходимых документов с указанием, где и чья должна стоять подпись, а где еще и печать, позволяло получить символический путевой лист.

Плюс — собственно подготовка машины, осмотр салона и общего состояния кузова, оценка ходовой части, открытие-закрытие дверей, выход из троллейбуса водителя и т. д.— всё это должно исполняться в строгом соответствии с правилами.

— Нули,— коротко ответил на вопрос о достигнутых успехах один из участников конкурса и махнул рукой. Это означало, что шансы на высокий результат у человека катастрофически таяли…

— В чем именно ошибся этот водитель?

— Головки токоприемника проверял в диэлектрических перчатках, а надо было в матерчатых,— посетовал строгий экзаменатор.

— Да ерунда какая, может быть, человек волнуется…

— Ерунда? — не уступал экзаменатор.— Много лет был у нас начальником ТТУ Яков Давыдович Гиберт. Он в таких случаях говорил: «Ты кого обмануть хочешь, себя?» Себя не обманешь. А в нашем деле это вообще недопустимо — мы же людей возим, а значит, должны делать всё, чтобы обеспечить безопасность пассажиров.

Строгость комиссии подкреплялась скрупулезностью подхода, все ответы экзаменуемых записывались на диктофон, чтобы не было потом недоразумений.

Вот и Ольга Алексеева отошла от испытательного полигона без радостной улыбки. На этом этапе она баллов не заработала — очень волновалась, вот и вышла из машины, не выключив двигатель. Это считается грубой ошибкой. Но огорчалась Ольга недолго. Более того, заверила, что в конкурсе участвует не ради победы, а чтобы лишний раз проверить свои возможности. Но очень переживает перед вождением, хотя сама уже водитель-наставник. Из разговора с женщиной выяснилось, что стать водителем троллейбуса не так-то и просто. Самостоятельному выезду на линию предшествует полугодовая подготовка: два месяца ученик постигает теорию, потом еще столько же — азы вождения, после чего два месяца работает под неусыпным наблюдением наставника, который рекомендует или не рекомендует ученика для самостоятельной работы.

Водитель-наставник Сергей Синькевич ожидал начала состязаний по вождению на старте конкурсного этапа — переживал, похоже, за своих уже вполне самостоятельных подопечных Михаила Трушина и Сергея Овсянникова — хотя именно они с наилучшими показателями прошли предыдущий этап. Сам Сергей Геннадьевич в «Тулгор — электротрансе» работает 31 год, не одно поколение водителей воспитал, а вот поди ж ты — волнуется…

Впрочем, экзамен по вождению тоже простым не назовешь. Для кого-то из испытуемых роковой стала первая же фигура — «гараж», имитирующая стационарную парковку. Потом был еще подъезд к остановке, что тоже оказалось непросто…

Да что там вообще было просто? Даже по дороге, «обогащенной» ямами и двумя канализационными люками, надо было проехать так, чтобы один люк оказался ровно между колесами, второй — остался строго справа.

И, хотя и это испытание с высокими оценками прошли не все, опытный наставник волновался напрасно. Победителем конкурса стал его ученик. Теперь Михаил Трушин будет защищать честь предприятия и Тульской области на Всероссийском конкурсе, который через две недели стартует в Ялте.

Победитель настроен серьезно. Не столько на победу, сколько на работу, которую считает очень ответственной.

— Не каждому подойдет профессия водителя троллейбуса,— считает он.— Во-первых, надо рано вставать, во-вторых, выходные и праздники у нас — понятие условное; в-третьих — ответственность за пассажиров — тоже дело нешуточное. Да и с людьми работать не так уж просто…

Вторым по итогам конкурса стал Владимир Маринушкин, третьим — Алексей Романюк. Наградами были отмечены и водители, проявившие себя лучшими еще в двух номинациях,— знанием ПДД отличился В. Маринушкин, лучшим в скоростном маневрировании строгие судьи признали Сергея Овсянникова. Ценные подарки, почетные грамоты и благодарственные письма победителям вручали министр транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Родион Дудник, заместитель начальника городского управления по транспорту и дорожному хозяйству г. Тулы Дмитрий Ярцев, директор МКП «Тулгорэлектротранс» Алексей Марушкин.

— Такие конкурсы не только стимулируют профессиональный интерес, стремление к повышению квалификации, они также сплачивают коллектив и способствуют популяризации вашего нелегкого, но очень ответственного труда,— сказал, поздравляя победителей, д. ярцев.


Наши партнеры
Реклама