Дистанционные продажи в Туле: песок вместо кроссовок
29 мая 2020 02:10
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: из соц.сетей
Ограничения, связанные с пандемией коронавируса, действительно негативно повлияли на работу интернет-магазинов, однако некоторые продавцы пытаются воспользоваться ситуацией и откровенно злоупотребляют терпением потребителей.
– Форс-мажор с юридической точки зрения – некорректный аргумент, – подчеркивает заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Ольга Елистратова. – Действие российского законодательства никто не отменял, а в соответствии с ним покупатель при нарушении сроков доставки имеет полное право потребовать от продавца неустойку – 0,5% от уплаченной суммы за каждый день просрочки…
В последние месяцы жалоб на сферу дистанционной торговли в управление Роспотребнадзора по Тульской области поступает много. Туляки рассказывают о грубых нарушениях сроков доставки, о том, что вместо заказанного товара приходит совершенно другой.
Участились случаи дистанционных продаж товаров ненадлежащего качества. Это становится особенно серьезной проблемой, когда речь идет о крупногабаритных и тяжелых предметах.
Жительница Щёкино Ирина В. приобрела холодильник – старый сломался. Холодильник привезли через неделю после оформления заказа, однако он благополучно проработал всего три дня. Об этом Ирина сразу же сообщила продавцу, в магазине ее заверили, что в течение дня, максимум двух, холодильник заберут и отправят на гарантийный ремонт. С тех пор прошло больше двух недель…
Больше всего жалоб на дистанционную торговлю сотрудники управления Роспотребнадзора по Тульской области зафиксировали в период, когда в регионе из-за пандемии закрылись все магазины, торгующие непродовольственными товарами. Коронавирус коронавирусом, но новую обувь и одежду к летнему сезону покупать надо. И можно себе представить состояние человека, который, открыв полученную на почте посылку, обнаруживает вместо кроссовок мешочки с песком, а вместо платья – комок смятых газет. Такие случаи в Туле действительно были.
– Недавно к нам обратился туляк, оплативший покупку хлебопечки через сайт одного из московских интернет-магазинов, – рассказывает Ольга Елистратова. – Прошло время, но товар так и не привезли. Телефон, указанный на сайте, перестал отвечать, электронная почта тоже. Мужчина стал изучать отзывы о работе магазина, опубликованные в Сети, и оказалось, что этот ресурс был создан совсем недавно, в марте. Но успел обмануть много людей: они так и не получили товары, которые оплатили. А через несколько дней сайт и вовсе был заблокирован. Важно, что там были указаны реквизиты ИП, который его создал, и это может помочь выйти на продавца и защитить свои права в суде. Поэтому мы рекомендуем пользоваться услугами интернет-магазинов известных брендов, не первый год работающих на российском рынке, с надежной репутацией…
Еще одна тенденция последнего времени: магазины, осуществляющие дистанционную торговлю, отказываются принимать наличные деньги. Евгений С. приобрел диван, а для того чтобы сэкономить на доставке, попросил друга, имеющего грузовую ГАЗель, помочь с самовывозом. В назначенный срок приехал на склад, однако товар ему согласились выдать только при условии безналичной оплаты. Продавец сослался на указание начальства.
– Некоторые компании даже на своих сайтах пишут, что работают только при условии безналичной оплаты, – якобы для того, чтобы обезопасить своих сотрудников и клиентов в период пандемии, – комментирует Ольга Елистратова. – Это незаконно. Продавец обязан предоставить все возможные способы оплаты товара, а потребитель вправе выбрать то, что ему удобнее…
Специалисты отдела защиты прав потребителей советуют: во всех случаях нарушения прав при дистанционной покупке прежде всего необходимо написать претензию на адрес продавца, указанный на сайте, и отправить любым доступным способом, с уведомлением о доставке. Если ваши требования останутся без ответа, обращайтесь в суд.
К слову, тульские суды, несмотря на коронавирус, работают в штатном режиме и часто выносят решения в пользу обиженных потребителей. Одно из последних дел. Тулячка, тщетно пытавшаяся сдать обратно в магазин некачественную обувь, за свои деньги сделала экспертизу и при поддержке регионального Роспотребнадзора подала иск в суд и выиграла дело. В итоге магазин вернет женщине деньги за обувь, компенсирует затраты на экспертизу и моральный вред, а также заплатит штраф за отказ удовлетворить законные требования потребителя. В общей сложности – 10 тысяч рублей, то есть в два с половиной раза больше, чем стоила пара некачественной обуви.