Тулячки - сильный слабый пол

Назад

06 марта 2020 05:49

 0
Общество

Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ, Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА и Елизаветы КУЗНЕЦОВОЙ

Мы многое в нашей жизни делим на женское и неженское. Часто — просто по привычке, следуя стереотипам. Однако временами такой подход себя оправдывает, особенно если речь идет о профессиях, в которых дамы действительно по каким-то причинам успешнее мужчин. 

Когда слабый пол сильнее

— Что значит женская профессия или нет? — улыбается директор ООО «Тульская транспортная компания» Олег Хархурин.— Женщины могут всё. И наша сфера — не исключение…

Сегодня в старейшем транспортном предприятии региона, в состав которого входит 12 филиалов и 4 автостанции, трудятся 1200 человек, из них 266 — женщины.

— Кондукторы, диспетчеры… Женщин хватает среди вспомогательных рабочих, специалистов административного блока,— говорит Олег Исаевич.— Бухгалтеры, конечно,— в нашей компании главбух-мужчина всего один, в Новомосковском филиале. Также один мужчина — начальник отдела эксплуатации, в Щёкинском филиале.

Последняя фраза удивила — принято считать, что профессия, связанная с контролем, должна привлекать в первую очередь представителей сильной половины человечества.

— Вы просто плохо представляете, что это такое — работа начальника отдела эксплуатации,— поясняет директор ТТК.— Тут нужна способность делать несколько дел одновременно, держать в голове массу сведений. Человек обязан точно знать, что происходит на линии, как выполняются рейсы, сколько пассажиров в данный момент перевозят наши автобусы, каков сбор доходов и так далее. Мужчины часто не выдерживают такой нагрузки…

Вот и получается, что командуют водителями (которые, между прочим, сплошь мужчины) женщины. Без которых на предприятии, как поется в старой песне, ничего бы не стояло, точнее — не ехало.

— У нас многое держится на хрупких плечах женщин,— отмечает Олег Хархурин.— И мы это ценим, понимаем, насколько велик их вклад в эффективную работу компании. Поэтому накануне весеннего женского праздника мне хотелось бы от себя лично и мужской части нашего дружного коллектива пожелать им здоровья, счастья, семейного благополучия… И вообще всего, чего они сами хотят для себя — ведь именно женщины наделены способностью делать мир вокруг добрее и ярче! …

За компанию и на всю жизнь

Начальник отдела эксплуатации филиала «Тула» Ирина Бабанина сорок лет назад, окончив школу, за компанию с подругой устроилась работать в «Тулаавтотранс» диспетчером… Подруга через какое-то время уволилась, а наша героиня осталась, о чем никогда не жалела.

Рабочий день Ирины Бабаниной начинается раньше официальных 8.30. Надо подвести итоги предыдущей смены: посмотреть, выполнены ли планы по рейсам, по доходам, узнать, есть ли какие-то вопросы, требующие немедленного вмешательства. А они есть практически всегда — работать в сфере пассажирских перевозок гораздо сложнее, чем может показаться со стороны. Чтобы тот или иной автобус из пункта «А» в пункт «Б» прибыл точно по расписанию и без нареканий от людей, необходимо учесть массу всего — от своевременного и грамотного оформления нарядов и путевых листов до регулировки движения транспорта.

— Сейчас, после того как установили 1 С, работать стало гораздо легче — программа многое выполняет самостоятельно,— говорит Ирина Вячеславовна.— А раньше отчеты, путевые листы — всё надо было делать вручную, заполнять огромные амбарные книги. И попробуй ошибись…

Ирина Бабанина замечает: любое дело требует умения и опыта. Несмотря на напряженный день, она даже особо не устает. Просто некогда: ведь недавно ее избрали председателем профкома, и хлопот прибавилось.

В ответ на вопрос, сложно ли командовать десятками мужчин, Ирина Вячеславовна смеется:

— Это как в детском саду. Я, знаете, в юности мечтала воспитателем работать. Вот, считай, сбылась мечта…

«Воспитывает» Ирина Бабанина кондукторов и практикантов из Тульского автомеханического колледжа транспортного строительства. А еще объясняет нюансы работы начинающим диспетчерам — помогает, поддерживает, направляет…

Диспетчер Надежда Шишкина — одна из ее воспитанниц. Когда-то она была экономистом на заводе, но монотонный труд с финансовыми документами молодой женщине оказался совсем не по нраву. Так что после рождения малыша, когда декретный отпуск подходил к концу, она вспомнила, что ее всегда интересовала работа в сфере транспорта, и устроилась диспетчером в ТТК.

— Я люблю свою работу,— отмечает Надежда Шишкина.— Считаю, что восемь лет назад приняла правильное решение. Меня не напрягает ни необходимость всё держать под контролем, ни то, что водители, а иногда и пассажиры — в первую очередь сотрудники КБП и «Щегловского вала», которых мы возим на работу строго к определенному времени,— могут позвонить на рабочий мобильник в любое время дня и ночи. Этот жесткий ритм дает ощущение того, что ты живешь полной жизнью, ты нужна людям…

Рецепт счастья

— Я устроилась диспетчером в автоколонну 1411, где моя мама работала бухгалтером, после окончания техникума, в 1981 году,— рассказывает начальник отдела эксплуатации филиала «Новомосковский» Елена Анохина.— Тогда думала: просто немного подработаю, а осталась почти на сорок лет…

Елена вспоминает, как 17-летней девчонкой училась правильно оформлять документы, контактировать с водителями. Училась быстро, потому что человек ответственный и упорный: если что-то непонятно, обязательно разберется… В 1998 году Анохину назначили старшим диспетчером. В 2008-м — инженером, а спустя несколько лет — начальником отдела эксплуатации.

— Мы обслуживаем четыре района: Узловский, Донской, Кимовский, Новомосковский. 64 единицы транспорта, 53 маршрута. Работа сложная, ответственная, но интересная: ни один день не похож на другой, и это мне очень нравится,— признаётся Елена Вячеславовна.— Бывают случаи, когда необходимо быстро принимать решение. Например, водитель заболел и надо срочно вызывать другого ему на замену. Или автобус сломался, к тому же в 50 километрах от базы…

Общение с недовольными или, наоборот, благодарными пассажирами также входит в обязанности Елены Анохиной. Она к каждому обращению относится с огромным вниманием, стараясь разобраться в ситуации. Сейчас это делать значительно проще: каждый автобус оснащен системой ГЛОНАСС, и в компьютере на карте видно, где в настоящий момент он находится, насколько точно водитель соблюдает график движения, с какой скоростью движется.

Со своим мужем, Михаилом, Елена Анохина познакомилась тоже благодаря работе. Он — водитель автобуса. У Анохиных две взрослые дочери, Светлана и Александра, подрастает внук Максим. 

— Я счастливый человек. У меня хорошая работа и хорошая семья,— улыбается Елена Вячеславовна…

Бумажная работа — это не скучно

Когда Любовь Поршнева заканчивала Тульский экономический колледж, а было это в 1987 году, ей предлагали несколько заманчивых вариантов распределения, в том числе в Москву и Калининград. Однако девушка решила вернуться в родной Новомосковск.

— Ну как я могла бросить своих друзей, подруг, семью? И вы знаете, никогда об этом не жалела,— говорит заместитель главного бухгалтера филиала «Новомосковский» Любовь Поршнева.— Вот говорят, бумажная работа скучная. А мне она с детства нравилась, я даже играла то в библиотекаря, то в почтальона. Сейчас мы пользуемся компьютерами, это очень удобно, но я до сих пор люблю работать с бумагой. И книжки предпочитаю читать бумажные — у нас дома огромная библиотека…

Любовь Викторовна уверена: у бухгалтеров «докомпьютерной» школы есть свои преимущества. В конце концов, при расчетах машина тоже может ошибиться, поэтому иногда не мешает ее проверить: сложить или перемножить цифры «столбиком». При этом Поршнева признаёт, что современные технологии намного упростили работу. Она гордится тем, что ее предприятие одним из первых, еще в 2007 году, стало перечислять зарплату сотрудникам на банковские карты. А также своевременно перешло на электронный документооборот: сейчас система отлажена и действует практически безупречно.

За 33 года работы Любови Викторовне чем только не приходилось заниматься: она рассчитывала зарплату сотрудников, была бухгалтером материального отдела — тогда в ее «епархию» входили склады, инвентарь и даже ведомственная столовая.

— Я благодарна судьбе, что столько лет была востребована на своем предприятии, это очень важно. В нашем бухгалтерском отделе все — женщины, большинство работают десятилетиями,— продолжает Л. В. Поршнева.— А начальник у нас мужчина, Александр Александрович Соломатин, прекрасный специалист и человек. Мы его всегда поздравляем с 23 Февраля, а он нам 8 Марта дарит цветы.

Для меня самые дорогие подарки — те, что сделаны руками близких. Я до сих пор храню детсадовские поделки дочери Юлии. Сейчас она взрослая, растит сына Сашеньку — и теперь я с любовью собираю то, что делает для меня внук…

Как закаляется характер

— Нашей династии в 2012 году исполнилось 100 лет! — с гордостью сообщает начальник отдела эксплуатации филиала «Богородицкий» Ольга Татаринова.— Мама на предприятии проработала 40 лет, отец был автослесарем, брат — водителем автобуса. А я сначала не собиралась продолжать семейную традицию: после окончания техникума устроилась на завод «Ресурс», но в 1992 году он закрылся. Так я оказалась здесь…

Диспетчер, кассир на автостанции, бухгалтер — Ольга Викторовна, когда это требовалось, «закрывала» самые разные вакансии. Каждый раз овладевать новыми навыками было непросто, но этот опыт оказался очень полезным. Сегодня Ольга Татаринова хорошо знает, как работает каждое звено в транспортной организации, а организм это сложный, где все зависят друг от друга.

Богородицкий филиал обслуживает свой, а также Воловский районы, организует транспортное сообщение с Тулой и Москвой.

— У нашего филиала есть своя спе — цифика,— рассказывает Ольга Викторовна.— Чернобыльская зона, много льготников. Общественным транспортом преимущественно пользуются пенсионеры и студенты, так как предприятий в обоих районах осталось мало, и многие работают в Москве. При этом форс-мажорных ситуаций хватает, особенно зимой, когда дороги заносит снегом. И весной они не в самом лучшем состоянии… Я в основном работаю с водителями. Бывает тяжело, но характер за эти годы закалился, если нужно — проявляю жесткость. И они меня слушаются…

У Ольги Татариновой — взрослые дети. Оба по специальности — химики. Старшая дочь Катя закончила Ивановский государственный университет, сын Михаил учится в Новомосковском химико-технологическом.

— Даже не знаю, женская ли у меня профессия, но в нашем коллективе мы всегда себя чувствуем женщинами, а не просто рабочими единицами,— говорит О. В. Татаринова.— Коллеги-мужчины всегда к нам внимательны, мы вместе отмечаем праздники, и не только 8 Марта, но и Новый год, а главное — наш профессиональный праздник, День автомобилиста. У нас дружный коллектив, и мы это ценим…

На своем месте

Стаж работы Татьяны Ильченко в филиале «Богородицкий» — 40 лет. Она устроилась на предприятие нормировщицей в мастерских, потом трудилась диспетчером. Последние десять лет — инженер производственно-технического отдела.

— В мои обязанности входит составление графиков ТО, обеспечение горюче-смазочными материалами, а также обеспечение работы котельной (она у нас своя) и заправки,— рассказывает Татьяна Борисовна.— А если откровенно, то легче перечислить то, чем я не занимаюсь. Приходится брать на себя самую разную работу, особенно когда люди уходят в отпуск. Это нормально, мы все здесь взаимозаменяемы…

И все-таки главное, за что отвечает Татьяна Ильченко,— безопасность пассажирских перевозок. Она тщательно следит за тем, чтобы автобусы вовремя проходили техобслуживание и меняли резину, чтобы водители были должным образом проинструктированы. А если случается ДТП — редко, но такое бывает,— оформляет необходимые документы и участвует в разборе ситуации.

— Каждый день, приходя на работу, составляю подробный план действий, стараясь не упустить ни одной детали,— подчеркивает Татьяна Борисовна.— Ответственность огромная…

Внучка Татьяны Ильченко, 20-летняя Яна, учится в Узловском медицинском колледже и каждый день автобусами Богородицкого филиала ездит на занятия и домой. Так что вопросы безопасности движения касаются Татьяны Ильченко и лично тоже.

— Наши дети, а потом и внуки тоже, можно сказать, росли на нашем предприятии,— говорит Татьяна Борисовна.— Праздники, поездки на турбазу, экскурсии — всегда вместе. Никогда не забуду, как моя Яна со мной отправилась на спартакиаду транспортников — наша команда тогда участвовала в первый раз и сразу заняла второе место. Яна за меня болела, кричала: «Бабушка, давай!»… Я тогда участвовала в соревнованиях по плаванию. И сейчас каждую субботу стараюсь ходить в бассейн, это помогает поддерживать форму. Работа помогает тоже.

Дети уговаривают уйти на пенсию, отдохнуть наконец. А я не хочу, потому что здесь я чувствую себя на своем месте…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных