Тайны старой Тулы

Назад

06 февраля 2020 23:59

 0
Краеведение/Культура

Автор: Елизавета КУЗНЕЦОВА

Фото: автора

Работа археологов и реставраторов требует особой тщательности, а потому ведется неспешно и продуманно, к тому же состоит из ряда этапов, к каждому из которых надо еще готовиться. Но результат трудов этих специалистов помогает нам узнать больше о прошлом родного города и по достоинству оценить работу мастеров минувших веков. К празднованию 500-летия Тульского кремля жители и гости города узнают много интересного об истории оружейной столицы.

Жемчужина кремля

Одним из важнейших объектов культурного наследия в сердце Тулы считается Успенский собор. Это поистине уникальный памятник зодчества XVIII века, который имеет богатую историю. Строительство летнего храма началось в мае 1762 года силами местных мастеров и заняло всего два года. Средства для возведения Успенского собора выделили представители тульского купечества. А для росписи стен были приглашены ярославские художники. Они-то и создали роскошные фрески, большая часть которых, несмотря на неумолимый ход времени, сохранились до сих пор.

Сейчас храм закрыт — внутри ведутся реставрационные работы в рамках подготовки празднования 500-летия Тульского кремля. Как рассказал координатор юбилейного проекта Николай Белобрагин, работы по сохранению храма будут вестись по трем направлениям.

— Первое — создание вентиляционной системы и водоотведения,— поясняет он.— Второе — реставрация иконостаса, укрепление его несущих частей, восстановление окладов для икон. Сюда же входит приведение в порядок дверей и окон для завершения общего облика Успенского собора. И самая сложная, последняя часть — живописная. Речь идет о реставрации икон для иконостаса и фресок на стенах и потолке.

На работы по восстановлению росписей на стенах Успенского собора планируют потратить более трех лет. Руководители проекта сообщили, что все желающие смогут посетить храм в рамках празднования 500-летия Тульского кремля и посмотреть, как идет реставрация.

— Восстановление росписи стен начнется в теплое время года,— говорит тульский художник-реставратор Владимир Снытин.— Это связано с тем, что для создания фресок используются краски на водной основе. И работать с ними мы сможем только при температуре не ниже +15 градусов…

По словам Снытина, на стенах и потолке Успенского собора есть фрески, которые вообще редко где можно встретить. Например, образ Донской Божией Матери — покровительницы нашей земли.

— Композиция построена по иерархическому принципу,— продолжает реставратор.— На сводах — изображения города Иерусалима, Господа и Богородицы. Сюжеты на стенах отражают жизненный путь Христа на земле, а также судьбу святых и великомучеников…

Интересно, что сохранился картуш, на котором запечатлены имена тех, кто расписывал храм. Это потомственные художники Шустовы, Иконниковы, Горины, Сопляковы… Для мастеров, которые приняли участие в росписи собора, это был настоящий звездный час.

Не менее интересна и история икон семиярусного иконостаса. Написанные в стиле барокко, они могли погибнуть в послереволюционный период. В 1930-е годы, когда собор был официально закрыт Советской властью, около 50 икон передали в Тульский художественный музей, поэтому их удалось сохранить.

Восстановленные иконы останутся на хранении с последующим экспонированием в Тульском музее изобразительных искусств. А иконостас в Успенском соборе заполнят высококачественные списки.

— Это связано с тем, что иконы долгое время хранились в теплом помещении,— пояснил Николай Белобрагин.— И холод для них может быть разрушительным…

Специалисты отмечают: проведение отопления в собор может серьезно навредить и фрескам. После долгих дискуссий между участниками методического совета при Министерстве культуры РФ, которые контролируют каждый этап реставрации, было принято решение оставить Успенский собор летним храмом, как это и было задумано зодчими XVIII века.

Как искали старый храм

На территории кремля большую работу в минувшем году провели археологи. Власти региона инициировали поиски места точного расположения первого каменного храма — Успенского собора XVII века. Известно, что после возведения кремля в 1509–1520 годах в нем построили деревянные соборные храмы. Уже во второй половине XVII века один из них сменила каменная Успенская церковь. Но за почти сто лет существования храм начал разрушаться, и тогдашними руководителями города было принято решение его разобрать. И более этот участок ничем не застраивался. А новый Успенский собор построили на том месте, где он стоит и поныне.

Перед археологической экспедицией Отдела сохранения археологического наследия Института археологии РАН в 2019 году стояла серьезная задача: найти место расположения старого Успенского собора. На помощь исследователям пришел план города 1772 года. В итоге археологам удалось заложить раскоп и обнаружить нижние части фундаментов здания, а кое-где — их трассы, которые сохранились в виде фундаментных рвов. Специалисты обнаружили ряд ленточных и столбчатых фундаментных кладок, которые относятся к алтарной части собора.

Алтарь, кстати, не имел характерных полукруглых выступов. Основной и придельный алтари объединены в прямоугольный объем, который, судя по толщине стен, не был покрыт сводами. Археологи говорят, что подобная композиция характерна для приходских и монастырских храмов второй половины XVII века. Кроме этого, исследователи обнаружили в раскопе погребения, относящиеся к более раннему периоду.

Теперь же, когда работа археологов завершена, раскоп накроют стеклом. Таким образом, все жители и гости Тулы смогут буквально заглянуть вглубь веков.

Парковка XIX века

На улице Металлистов и Крестовоздвиженской площади археологические раскопки проходили в 2017–2018 годах. На этих участках обнаружены захоронения, а также более 1600 различных предметов из металла, глины, дерева, камня, кожи и стекла. Более 250 артефактов представлено на выставке «Неизвестная Тула» в атриуме кремля. Официально она пока не открыта.

Заведующий отделом археологии объединения «Историко-краеведческий и художественный музей» Юрий Екимов рассказал, что посетители в экспозиции смогут увидеть, например, кованую решетку и чугунную коновязь.

— Решетку мы буквально спасли: сняли с флигеля одного из особняков на улице Металлистов,— признаётся Ю. Екимов.— Такими решетками запирались окна в домах, чтобы воры не добрались до ценностей. А коновязь — своеобразный аналог современной парковки. Такие стоечки ставились у зданий. К ним можно было, например, привязать лошадь с телегой и спокойно разгрузить какой-нибудь товар, не беспокоясь, что животное уйдет…

На улице Металлистов было найдено много интереснейших предметов: многоцветные глиняные изразцы, которыми покрывались сложные печи в барочном стиле в богатых домах, столовые приборы, ножи и кресала, маятник от часов с богатой гравировкой и позолотой…

— Еще один интересный предмет — щипчики из латуни для колки орехов,— продолжает Екимов.— Исследователи находили множество ореховых скорлупок почти во всех старинных усадьбах. Видимо, орехи в XVII — XVIII веках были так же популярны, как сегодня — семечки. На внешней стороне найденных щипцов отлиты человеческие лики. Скорее всего, они из богатого дома, ведь стоили в несколько раз дороже обычных…

Для более точного понимания, где именно были обнаружены артефакты, выставка сопровождается большеформатными фотографиями района старой Тулы.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных