Митрополит Тульский и Ефремовский о жизни и смерти

Назад

15 ноября 2019 01:14

 0
Религия

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ, Константин ЛЕОНОВ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Редакционные прямые линии с политиками, руководителями и другими «мирскими» деятелями — это, как правило, попытки людей получить какие-то сведения или попросить о чём-то. Иное дело — традиционное общение с митрополитом Тульским и Ефремовским Алексием. Наши читатели обычно спрашивают у него не о сиюминутном, а о вечном, и митрополит при этом не столько источник получения информации, сколько мудрый собеседник и советчик. 

Игорь (Тула):

— Сегодня всё чаще звучат предложения отменить мораторий на смертную казнь за особо тяжкие преступления. Владыка, как вы к этому относитесь?

— Власть над жизнью принадлежит только Тому, Кто её дает. С точки зрения духовной и догматической, никто, кроме Бога, не может решить — жить человеку или умереть. Конечно, лучше, чтобы смертной казни не было.

Нельзя рассуждать так: он отнял жизнь у человека — давайте и мы у него отнимем. Это очень сложный вопрос, потому что мы дерзаем подняться над Богом и свой суд поставить выше Его суда.

Надо думать о другом: как выстраивать систему отношений в обществе, шкалу наших нравственных ориентиров, как их передавать из поколения в поколение, чтобы не допускать такие вещи. Ведь преступления часто являются продуктом неправильного воспитания. И мы все в этом виноваты. Но не хотим признавать. Никак не можем осо-знать, что мы — единое целое, что от единой крови Бога создан весь род человеческий. Увы, каждый утонул в своем индивидуализме. Надо общими усилиями стараться менять ситуацию. Более человекомерными принципами строить взаимодействие друг с другом. Сегодня нам предлагается другая цивилизация: нанометры, сумасшедшие скорости, они физиологически не вложены в структуру нашего мозга. Человек не успевает и распадается.

Иван Анненков:

— Сейчас все обсуждают ужасный случай в Санкт-Петербурге: профессор-историк убил и расчленил свою студентку и фактически жену. Как человек мог это сделать?

— А вы сами пытались ответить на этот вопрос? Почему Каин убил Авеля, когда перед ними была вся Вселенная, и никого, кроме них, в ней не было? …

— Еще один случай, на этот раз в Тульской области: стажер полиции спас ребенка из пожара, а через некоторое время застрелил человека во время разборок. Не понимаю, как это мог сделать один и тот же человек.

— Мы пытаемся ответить на такие вопросы, руководствуясь общими подходами и своими представлениями, пытаясь реконструировать ситуацию. Это бессмысленно. Здесь надо за себя молиться: Господи, не попусти меня впасть в то или это, в самомнение, в малодушие, а раба Твоего споткнувшегося поддержи благостью Твоей, чтобы он пришёл к искреннему покаянию…

Константин:

— Планирую уехать в отпуск в деревню к другу, но там есть только старообрядческая церковь. Могу ли я приходить в эту церковь, чтобы молиться?

— Русская православная церковь признаёт обряды старообрядческой церкви равноспасительными. Понимая, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят, вам надо подготовиться, чтобы ваш приход туда был приемлем для самой этой общины, чтобы вы этих людей не смутили, не доставили им неудобств.

Как правило, старообрядцы довольно настороженно относятся к людям другого вероисповедания, и вы к этому должны быть готовы. Заранее поговорите с местным батюшкой, познакомьтесь со старостой прихода, узнайте, как следует себя вести, какие правила нужно соблюдать, и спросите, не против ли они, если вы придёте на богослужение, чтобы помолиться вместе с ними. Думаю, всё будет в порядке.

Надежда:

— Я — православная, но, когда бываю за границей, захожу в католические, лютеранские, протестантские храмы. Когда в этот момент там идет служба, испытываю неловкость, на знаю, как себя вести…

— Прежде всего вам надо понять, чем мотивирован ваш приход. Вас интересует архитектура и настенные росписи? Тогда лучше это делать в то время, когда богослужения нет. Если же вы ограничены во времени, приходите во время богослужения, но от вас в этом случае не требуется встраиваться в интонацию и ритм священнодействия. Вы — наблюдатель: пришли, посмотрели, отметили то, что вас интересует. Но при этом вести себя нужно с крайней осторожностью и деликатностью, чтобы не ранить не только людей, которые участвуют в богослужении, но и самого себя не поставить перед Богом и перед своей совестью в унизительное положение.

Елена Михайловна:

— Почему сегодня в нашей стране большинство людей называют себя православными, а в храмах бывают редко?

— Думаю, не только в нашей стране и не только сегодня. В годы расцвета государственного православия, в царской России XIX века, святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Все крещены, но не все просвещены». Почему так происходит?

Чтобы религиозное чувство было не просто одной из граней действования нашего человеческого естества, а ощущением реальной связи личности человеческой с личностью Божественной, требуется огромная самоотдача. Любовь — это всегда самоотдача. Христос прямо говорит: «Если кто хочет идти за Мною, кто хочет быть Моим последователем и учеником не на словах, а на деле, тот отвергнись себя и возьми крест свой, как Я взял Мой крест».

Часто бывает, человек ходит в церковь, ему нравятся обряды, но когда от него требуется более глубокое самоотвержение, он думает так: мол, на Рождество и Пасху приду, свечки поставлю, если что случится, но больше вы меня не трогайте.

Мы все готовы принимать, а отдавать не хотим…

Ольга (Тула):

— Слышала, что в Тульской епархии есть сёстры милосердия. Чувствую в себе потребность помогать больным, хотелось бы к ним присоединиться.

— Сообщества сестер милосердия есть не только в Туле, но и в других крупных городах области. Вы живете в Туле? Приходите во Всехсвятский храм, там открыт епархиальный центр социального и благотворительного служения. Поговорите с сестрами, они вам расскажут о своей деятельности, и вы почувствуете и поймете, где сможете применить себя.

— И еще вопрос. Мечтаю о паломничестве на Афон. Как это сделать?

— Афон — монашеская республика, и визу туда могут получить только мужчины. Если же вы в принципе собираетесь в паломническую поездку в Грецию, должен вас расстроить. В настоящее время, к сожалению, из-за канонических проблем вы не сможете причаститься в большинстве греческих храмов. И исповедоваться у вас вряд ли получится, если, конечно, вы не знаете греческий язык. Хотя церкви посещать вы, конечно, можете.

Анна Ивановна:

— Как долго сохраняет свои свойства крещенская вода?

— Вечно. Нельзя относиться к Божественной благодати как к некой вещественной реальности. Святая вода — это не сыр, который надо хранить в холодильнике и обязательно в стеклянном контейнере, чтобы не заплесневел. Благодать Божия — это сам Бог, действующий в ответ на реальную личностную потребность человека.

Это происходит внутри нашего человеческого духа в меру сознательного выбора в поиске достижения сходства нашей личной жизнедеятельности с жизнедеятельностью Святой Живоначальной Троицы. Строго по закону «с кем поведешься, от того и наберёшься». Это фрагмент из 17-го псалма Давидова: «С преподобным — преподобен будешь, с неповинным — неповинен будешь, с избранным — избран будешь. Со строптивым — развратишься».

— Сколько всего православных в Тульской области? И какой их средний возраст?

— Я не могу ответить на этот вопрос, потому что мы никакой статистики не ведём. Что касается возраста, то если вы зайдете в храм, то увидите людей разных возрастов, от детей до глубоких стариков. В городе, конечно, побольше молодежи и прихожан среднего возраста, а на селе — пожилых.

Надежда (Щёкино):

— Владыка, как относиться к таким священникам, как Фёдор Конюхов? Он имеет сан, но не служит, а всё время проводит в путешествиях, полётах на шарах, плаваниях на лодках и так далее. Получается, что сан у него — это как почётное звание в миру?

— Я не знаком с отцом Фёдором Конюховым и не знаю о его положении в соответствующей епархии. Может быть, он заштатный священник, который не исполняет прямых пастырских обязанностей. А сан ему, кстати, позволяет, когда он бывает в разных уголках света, быть миссионером, сослужить другим священникам и так далее. Он мог бы и снять с себя сан, но если он этого не делает, если правящий архиерей не настаивает на этом, значит, отец Фёдор считает, что священником он больше пользы принесёт. Давайте не будем никого обсуждать и осуждать, Господь Сам всё управит в жизни этого человека.

Александр (Тула):

— Я никак не могу себя заставить прийти на исповедь в храм — словно барьер какой-то передо мной встаёт, когда представлю, что нужно будет говорить о сокровенном кому-то…

— Вы по ступеням поднимаетесь, поэтому начните с малого. Ведь вы как верующий человек читаете вечернее молитвенное правило? Там же есть исповедание своих грехов. И перед лицом Бога и своей совестью скажите о том, что вас «корёжит» изнутри, от чего вы хотите избавиться. А потом с Божьей помощью постепенно дойдете и до следующего шага.

Посещайте храм, узнайте лучше священника и попросите у него благословения прийти на исповедь. И не забывайте, что вы будете исповедоваться не ему, а Богу: священник — человек, он только лишь свидетель ваших слов.

Александр:

— На территории области множество «умирающих» деревень и храмов в них. У вас нет данных, сколько всего заброшенных храмов в регионе?

— По нашим данным, около двухсот. Это сложнейший вопрос, даже учёт таких храмов вызывает сложности из-за принадлежности земли и так далее. Решить эту проблему можно только всем миром, с подключением общества, государства.

Татьяна:

— Дочь вышла замуж, мы, родители, хотели бы, чтобы они обвенчались, а дети никак в храм не идут…

— А они верующие? Толком не знаете? Ну в таком случае молодцы, что не идут на такое лукавство. Ведь это таинство, а не обряд какой-то…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных