Как стать первым после Бога

Назад

16 марта 2018 00:00

 0
Здоровье

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

«Пьяный житель Тульской области напал на фельдшера „скорой помощи“. „В Туле врач назвал пациента придурком“… С новостных лент не сходят сообщения о конфликтах между медиками и больными. „Молодой коммунар“ разбирался, почему общение врача и пациента часто напоминает разговор немого с глухим.

На ровном месте

Тулячка Татьяна П. обратилась в женскую консультацию. Женщина зарегистрирована в Ясногорске, но, постоянно проживая в Туле и имея страховой медицинский полис, решила прикрепиться к лечебному учреждению в областном центре. Для того, чтобы это сделать и попасть на приём к специалисту, ей пришлось поехать из поликлиники в головное здание, но путь в отдел кадров преградили ещё на входе — пациентка не взяла с собой сменную обувь, а выдача или даже продажа бахил там не предусмотрена.

Татьяна обратилась в региональный минздрав с просьбой разобраться в ситуации. На приём она в итоге попала, а чиновники принесли извинения за доставленные неудобства. Казалось бы, конфликт практически на ровном месте, но таких случаев в системе здравоохранения — вагон и маленькая тележка.

В интернете жалобам на врачей и мед — учреждения посвящён не один сайт. Где-то люди высказываются анонимно и зачастую эмоционально — потому что накипело, на других ресурсах — не скрывая своих имён и более конструктивно. На одном из сайтов собираются обращения в адрес конкретных больниц и поликлиник Тульской области.

«Я просидела два часа в очереди к терапевту, а потом заведующая срочно вызвала всех врачей на совещание. Когда всё же дождалась приёма, врач не обращала на пациента никакого внимания — только смотрела в монитор компьютера».

«Швыряли из кабинета в кабинет несколько часов — и так и не смогли не то что поставить диагноз, а даже направление на анализы дать. Когда всё-таки решили, что делать, выяснилось, что реактивов для таких анализов сейчас нет».

«После работы пришла в поликлинику, которая теперь работает до 8 вечера. Так доктор был такой уставший, что даже не смог меня осмотреть. Видно было, что он очень хочет домой».

У каждой тульской больницы или поликлиники сейчас есть свой сайт, где обязательно создан раздел обратной связи. Большинство сообщений там — благодарности, но есть и жалобы, на которые отвечает главврач. Обычно стандартно: «Меры приняты», «Проведена беседа» и т. п.

Жалобы поступают и на «горячую линию» министерства здравоохранения Тульской области — её номер размещён на информационных стендах медучреждений. Большинство обращений удаётся разрешить в режиме конструктивного диалога, заверили в региональном минздраве.

Роковые 12 минут

Врачи обычных тульских больниц и поликлиник, с которыми мы говорили при подготовке этого материала, соглашались на общение с журналистами только на усло — виях анонимности. Но были откровенны.

— Ничего хорошего я вам не скажу,— призналась невролог с многолетним стажем Алла Максимовна К.— Нас поставили в такие условия, что уделять должное внимание пациентам просто невозможно. Представьте, на каждого больного у меня 12 минут, за которые нужно провести осмотр, сделать назначения и главное — ввести всё это в «Инфоклинику», программу на компьютере. Успеть невозможно! При этом людям вбивают в голову, чтобы они приходили точно ко времени — их обязаны принять. Но не учитывают, что есть и срочные пациенты… И как только очередь сбивается, а происходит это очень часто, в коридоре начинается гул, а то и ор. Отсюда жалобы. Сначала люди недовольны ожиданием, потом невниманием, затем малым количеством времени, которое им уделили, а ведь врач при этом не имеет права ошибиться ни в назначении, ни в дозе препарата…

Принципы «бережливости», которые сейчас активно внедряются в тульском здравоохранении, считают врачи, не только бесполезны, но местами и вредны, как утверждает собеседница:

— Они не нравятся ни пациентам, ни нам, врачам. К примеру, если человек заболел и хочет попасть на приём к своему участковому терапевту, а у того всё расписано на сегодня, его не запишут — не имеют права, а направят к дежурному врачу, который его первый раз видит и у которого уже своя очередь. К узкому специалисту при этом записываться надо только по направлению того же терапевта или дежурного врача. Хорошо, если дежурный опытный и может поставить диагноз сразу — как у нас говорят, «от двери», но ведь не все такие. И опять же, времени на пациента у доктора, который видит его впервые, нет. Понятное дело, что растёт взаимное раздражение. Уверяю, врач не хочет никому хамить и получать грубость в ответ, но нас к этому вынуждают…

Всё меняется, конфликты остаются

В Медицинском институте Тульского госуниверситета студентам преподают биоэтику — предмет, пришедший на смену медицинской этике, а ранее деонтологии (врачебному долгу). Курс длится всего один семестр и преподаётся на втором году обучения, сразу после истории медицины. Рассматриваются вопросы мотивации при выборе профессии и то, каким должен быть врач — от его возраста до профессиональных компетенций и личных качеств.

— Обычно я рисую студентам схему: врач — пациент — болезнь, в которой звенья взаимосвязаны, и объясняю, что за тысячи лет развития медицины поменялось и то, и другое, и третье,— рассказывает доцент Ольга Терёшкина.— Затем спрашиваю, каким бы они хотели видеть врача, которому бы доверили лечить свою маму. Ответы всегда одинаковые: в первую очередь — высокопрофессиональным, затем — ответственным, чистоплотным, не слишком весёлым, но и не заумным, ни в коем случае не старым, но и не слишком молодым, то есть с опытом. И тогда я говорю ребятам: за многие века в медицине изменилось всё, кроме одного — требований больного к своему доктору…

Учить будущих врачей, уверена преподаватель, нужно на лучших примерах, поэтому на занятиях студенты изучают принципы работы Гааза, Спока, Долецкого, Крассовского, Боткина, Захарьина и тульских докторов — Белоусова, Смидовича, Вересаева. Обязателен просмотр фильмов: «Вход в лабиринт», «Открытая книга», «Эпоха Парацельса», «Солярис». По словам О. Терёшкиной, 80% студентов, приходящих учиться на специальность «Лечебное дело», своей главной мотивацией называют желание помогать людям.

— И так было всегда — процент профессионально пригодных людей и тех, кто поступил случайно и явно не туда, во все времена примерно одинаковый,— продолжает Ольга Владимировна.— Как, кстати, те самые случаи непонимания врачей и пациентов. В советские времена тоже выходили статьи с заголовками «Какие глаза у врача?» — имелось в виду, что за время приёма доктор ни разу не посмотрел на пациента. Просто сейчас стало больше возможностей заявить о себе — СМИ с удовольствием смакуют подобные темы, а люди, видя ответную реакцию, начинают ещё больше писать на форумах…

Биоэтику будущим тульским врачам преподают сотрудники мединститута, хотя во многих вузах этот предмет читается на кафедре философии, поскольку вопросы курса — междисциплинарные. Собственно, этика — понятие философское, но не последнее место в работе врача занимают правовые моменты, а нередко и теологические.

— В понимании большинства людей врач — первый после бога, человек, спасающий и продлевающий жизнь, поэтому и обращаются к нему как к богу,— говорит доцент Терёшкина.— Быть богом трудно, но все вы вправе к этому стремиться…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных