«Театр не терпит равнодушия»
17 октября 2017 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александра Колесника и из архива И. Блохиной
Недавно
Начало. Работа в мастерских
Ирина Блохина родилась в Туле, но росла и училась на Дальнем Востоке: ее отец был военным, и вместе с ним семья переехала в Благовещенск.
— Еще школьницей я часто бывала в местном театре, и он меня завораживал — как нечто особенное, не бытовое,— вспоминает Ирина Александровна.— Впрочем, я думала, что моя жизнь будет связана с театром. Родители хотели, чтобы я получила «серьезную» профессию — например, учителя. А я хотела рисовать.
Блохина поступила в Орловское художественное училище — там раз в пять лет набирался курс на театральное отделение. Здесь должны были готовить театральных декораторов, но на самом деле ребят учили как
— Дипломную работу мы делали вместе с однокурсницей. Оформили мастерскую и разделили пополам. На одной половине — ее декорации к спектаклю «Мастер и Маргарита», на другой — мои, к спектаклю «Ромео и Джульетта»,— рассказывает И. Блохина.— На моей половине в центре была подвешена огромная конструкция из металлических элементов. В нее актеры должны были вставлять, а потом доставать шпаги, золотые маски, свечи.
После окончания училища в 1989 году Ирина приехала на родину, в Тулу — и пришла в театр, который на долгие годы стал ее вторым домом. Поначалу работала в мастерских: делала декорации по эскизам
В историю надо влюбиться
— У каждого театрального художника свой стиль,— говорит И. Блохина.— А вообще в России существуют две школы сценографии: московская и петербургская. Главный художник нашего театра Александр Леонидович Дубровин — представитель питерской школы, покойный Борис Григорьевич Ентин — тоже… Борис Григорьевич пришел в театр приблизительно в то же время, что и я. Мы много работали вместе. Он был очень справедливым человеком — мог и поругать, но всегда за дело. И «своих» в обиду никогда не давал. Ентин меня многому научил и очень помог, когда мне доверили самостоятельно сделать свой первый спектакль…
Это было в 2005 году, когда Ирине предложили оформить сказку «Любовь к одному апельсину». А всего за 12 лет Блохина оформила около 30 спектаклей — и это только на тульской сцене, не считая новомосковской.
— Конечно, делать первые спектакли было страшно,— рассказывает И. Блохина.— Особенно волновалась, когда по моим чертежам в мастерских начинали делать декорации… Над каждой постановкой ломала голову, да и сейчас ломаю — и это нормально: театр не прощает равнодушия. В каждую историю, над которой ты работаешь, надо влюбиться. И даже если поначалу пьеса тебе не очень нравится, начинаешь думать, искать решение — и этот материал становится твоим…
Мы попросили Ирину Александровну назвать свои работы, которые она считает наиболее удачными.
«Воскресение» по роману Льва Николаевича Толстого на малой сцене ТАТД: жесткие,
— Театр — искусство, в котором важно всё: попадание актера в роль, сценография, режиссура, костюмы — важно, чтобы всё это сходилось в нечто целое и органичное,— убеждена И. Блохина.— Если спектакль расчленяется, распадается, значит,
Копилка художника
В своей работе Ирина Александровна руководствуется несколькими основными принципами, и не только творческими. Безопасность актеров — это очень важно. Для одного из спектаклей Блохина придумала высокую открытую площадку — выглядело впечатляюще. Но потом пожертвовала визуальным эффектом ради актеров и добавила перила — вдруг
Актеры часто рассказывают о том, как наполняют свою профессиональную копилку наблюдениями за обычными людьми, а потом используют их жесты или походку в работе над сценическим образом. У Ирины Блохиной — своя, художественная копилка:
— Однажды я шла по тульской улице и вдруг увидела очень старый дом: по окрашенной стене идет трещина в форме
С Новомосковским драматическим театром Ирина Блохина начала работать в начале нулевых — с легкой руки Бориса Ентина. Первым спектаклем стал «Мой бедный Марат» по пьесе Алексея Арбузова, в нынешнем году отметивший «совершеннолетие»,— ему уже 16 лет. Несколько месяцев назад Блохину назначили главным художником Новомосковского филиала Тульского академического театра драмы. На днях она выпустила спектакль «Кошкин дом», в настоящее время готовит новую премьеру — это будет японская сказка, очень красивая и мудрая.