Цвета тревоги нашей

Назад

11 августа 2017 00:00

 0
Репортерский перекресток

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Через пару лет тульские такси либо пожелтеют, либо перейдут на нелегальное положение.

С 2014 года количество выдаваемых в Тульской области разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа сократилось в десять раз. При этом количество такси на улицах… постоянно растёт.

Информационные услуги от рабов

Автор этих строк довольно часто пользуется услугами такси. Водители попадаются разговорчивые, готовые обсудить всё и вся. На днях по моей просьбе обсуждали их собственную работу.
- Да мы как рабы трудимся – за копейки людей возим, - разоткровенничался Алексей (имя водителя, как и марку и номер машины, сообщают при заказе). - Нас эти службы заказа поставили в безвыходное положение: или работать так, как есть, то есть практически себе в убыток, либо никак. Пассажирам, конечно, нравится, что машину можно заказать через мобильное приложение, и подают её быстро, и по городу можно всего за сто рублей проехаться, но ведь водитель с этого почти ничего не имеет, а значит, не вкладывает в свой автомобиль, поэтому на заказы порой подают настоящие колымаги. Да вы посмотрите!..

Мимо проехала несвежего вида вазовская «пятёрка» с гордой надписью на борту – «Служба заказа такси». Справедливости ради, большинство туляков пользуются услугами именно таких служб, и машины в них работают самые разные, от представительского класса до простеньких – это уж как повезёт. Различаются и сами службы заказа: где поездка дешевле, там и транспорт попроще.

Но как бы то ни было, никакая служба заказа не является таксопарком, а оказывает населению и водителям «информационные услуги». То есть, получая запрос от потенциальных пассажиров на поездку, передаёт его водителям, использующим определённую программу на смартфоне, а те исполняют заказ от своего имени. Наличие разрешения на перевозку в данном случае – личное дело водителя, он может получить его в частном порядке. Говорят, что у легальных таксистов есть преимущество при распределении заказов, но работы хватает всем.

Без лишней огласки отвезут куда угодно

А получить разрешение не так-то просто. С 2014 года в Тульской области действует правило, согласно которому в такси могут работать только автомобили белого или жёлтого цвета. Перевозчики протестуют против закона с момента его принятия.
- Мы с самого начала говорили, что эта норма только уведёт в тень тех, кто готов работать легально. Цифры статистики это подтверждают: если до 2014 года в Тульской области ежегодно в среднем выдавалось около 3,5 тысячи разрешений в год, то в 2015 – только 549, в 2016 – 309, а за семь месяцев 2017 – всего 195, - говорит руководитель Объединения автомобильных перевозчиков Тульской области Олег Бекетов. - Изменения цветовой гаммы принимались якобы в целях идентификации такси для безопасности пассажиров, но на практике норма не выполняется: белых такси очень мало, жёлтых и вовсе практически нет. А ведь с 1 июля 2019 года абсолютно все такси должны быть жёлтыми, что может окончательно разрушить рынок легальных перевозок в регионе…

К сегодняшнему дню в Тульской области выдано всего более 13,6 тысячи разрешений на осуществление перевозок пассажиров и багажа, из них действует около 5,6 тысячи. Часть водителей, не учтённых тульской статистикой, получали разрешения в соседних регионах, где цвет авто не важен. Но работают они в Тульской области, ведь ещё несколько лет назад между соседними регионами существовали соглашения о взаимных перевозках. Сейчас большинство из них расторгнуто, и это ещё одна проблема для легальных таксистов.

- По закону, имея тульское разрешение, водитель может, взяв пассажира в нашем регионе, отвезти его, скажем, в Рязанскую область, но взять пассажира оттуда, чтобы не кататься порожняком – уже нет, - объясняет О. Бекетов. - Эта проблема актуальна для жителей районов, которые граничат с другими областями, а также для тех, кто заказывает такси в аэропорт. Таксопарки готовы отвозить людей в Домодедово за 1499 рублей, и делают это при условии раннего заказа, чтобы можно было подобрать стыковку и водитель ехал назад с пассажирами…

При выключенном диктофоне перевозчики намекнули, что и из соседних областей они пассажиров забирают – делается это, конечно, без лишней огласки. Что касается поездок из аэропортов, то пассажиры заполняют письменный договор фрахтования, а иногда и просто едут частным образом, водитель же, случись что, скажет остановившему ему инспектору, что везёт, конечно, родственников.

Золотистый и песочный – не прокатят

Со своими проблемами представители объединений перевозчиков обратились в Общественную палату Тульской области и к региональному уполномоченному по правам предпринимателей. По их мнению, цветовая идентификация никак не упрощает жизнь пассажира и не делает поездку более безопасной. А вот что могло бы улучшить ситуацию на рынке, так это единые правила игры для всех перевозчиков.

- Нужна нижняя планка регулирования тарифов, чтобы службы заказа не сбивали цены за счёт бесправных водителей, - продолжает О. Бекетов. - Проверки, которые проводит минтранс, касаются только легальных такси, оштрафовать могут буквально за всё, даже за отсутствие информации в салоне о водителе или детского кресла. Ну скажите, какой водитель возит с собой детское кресло, если у него нет детей?.. При этом, чтобы устроить рейд против нелегальных перевозчиков, нужно создавать межведомственную комиссию и всё это десять раз согласовывать, потому что проверки бизнеса должны быть либо плановые, либо, если они проводятся вне плана, сильно обоснованные...

По словам тульского бизнес-омбудсмена Александра Головина, таких обращений у него уже несколько:
- Не хотелось бы, чтобы теневой рынок перевозок и дальше рос. Задача законодательства – не мешать развиваться легальным таксопаркам. Нужно понять, что для этого нужно сделать с точки зрения регионального законодательства...
Бизнес-омбудсмен и представители Общественной палаты региона, обладая правом законодательной инициативы, могут предложить изменения в закон и готовы будут это сделать, когда получат предложения от перевозчиков. На подготовку предложений отвели полторы недели.
В региональном департаменте транспорта признают, что с автомобилями двух цветов действительно возникают трудности. Руководитель ведомства Родион Дудник сказал, что даже связывался с заводом LADA, но машин такого цвета они не выпускают. К слову, есть похожие тона, которые называются «золотистый», «песочный» или даже «солнечно-жёлтый», но по закону в документе должно значиться только одно слово – «жёлтый».

- Возможно, нормы о цветовой дифференциации были излишними. Однако как бы то ни было, нужно понимать: закон принят и он должен исполняться. Наше ведомство это контролирует и продолжит это делать до возможных изменений, - комментирует Р. Дудник. - Что касается соглашений с соседними регионами, то они расторгаются из-за того, что все хотят обеспечить преференции для своих водителей. Мы ведём переговоры с правительством Московской области о подписании соглашения, потому что понимаем, насколько актуальна проблема доставки в аэропорты. О соглашении с Москвой не может быть и речи, там огромное количество своих перевозчиков, которых надо контролировать. Другие регионы они не допустят на свой рынок...


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных