Пятница 25 сентября

Тульская песня. Возвращение домой

Назад

30 Июня 2017 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

1 июля в деревне Свиридово Веневского района откроется XII Межрегиональный фольклорный фестиваль «Двенадцать ключей», на котором будут звучать традиционные песни самых разных регионов России, в том числе и песни тульского края. Сегодня трудно представить, но еще лет тридцать назад тульская песня редко звучала на родной земле. Этот уникальный пласт народной музыкальной культуры мог уйти в небытие…

«Что же ты так орешь, детка?»

— Какая она, тульская песня? Сложная, с множеством распевов и терпких созвучий, непривычная для современного уха. И очень красивая,— говорит художественный руководитель фольклорного ансамбля «Услада», заслуженный работник культуры РФ Марина Федосеева.

Марина Олеговна признается, что в юности даже не могла предположить, что возрождение фольклорных традиций тульского края станет главным делом ее жизни. Она в 1979 году окончила Тульское музыкальное училище по классу аккордеона, а затем Московский государственный университет культуры по специальности «Дирижер оркестра народных инструментов». Через несколько лет вернулась в родной Ясногорск — и оказалось, что в местной музыкальной школе подходящей вакансии нет. Директор школы планировал создать фольклорный коллектив и обещал взять Марину на работу, если она получит еще одно высшее образование, но уже по специальности «Руководитель народного хора».

— Я согласилась, несмотря на то, что мне было уже 32 года, и что такое народная песня, я представляла поверхностно — на уровне «Ой, мороз, мороз…»,— вспоминает Марина Олеговна.— Перед поступлением выучила две песни, старалась петь их громко, как могла,— мне казалось, что это и есть народная манера. В приемной комиссии Московского института культуры поморщились: «Что же ты так орешь, детка?», но взяли сразу на второй курс. И неожиданно меня это так увлекло… На нашем курсе учились девочки из разных областей России, они пели свои песни, просили и меня спеть что-нибудь тульское. А мне было стыдно — ни одной не знала…

Марина Федосеева искала записи песен родного края везде, где можно: в Тульском музучилище, в доме народного творчества — тщетно. Она знала, что в нашу область, как и в другие регионы, приезжали профессиональные фольклористы и этнографы. Но как найти записи, привезенные ими из этнографических экспедиций? Однажды Марина на концерте одного из известных московских коллективов впервые услышала тульскую песню и расплакалась: почувствовала, что это свое, родное. Тогда же ей подсказали, как и где искать материалы — в архивах фольклорной комиссии Союза композиторов России. Федосеева познакомилась и подружилась с председателем комиссии, кандидатом искусствоведения Екатериной Дороховой. Оказалось, в фондах СК — огромное количество уникальных записей тульских песен, сделанных в 50–70-е годы.

Картошка в обмен на записи

В Ясногорской музыкальной школе тогда фольклорный ансамбль так и не организовали. Свой первый коллектив — «Ростиславо» (старинное, «долаптевское» название Ясногорска) — Марина Федосеева создала в 1992 году в местном ДК при активной поддержке его директора и заведующей отделом культуры района. Кто пел в ансамбле? Учителя, завклубом, парень-комбайнер. Практически никто из них не знал нот. Федосеева работала с коллективом — и регулярно ездила в Москву для того, чтобы копировать уникальные фондовые записи тульских песен. СК делился ими не бесплатно, и когда не удавалось найти деньги на очередную кассету, Марина везла в столицу мешки с картошкой, капустой и морковкой со своего огорода. Бартер работал: в 90-е продукты считались надежным платежным средством.

— Мы с артистами «Ростиславо» учили тульские песни на слух с кассет, а потом приезжали в деревни, где они были записаны, и спрашивали бабушек, так мы поем или нет,— рассказывает Федосеева.

Возрожденную Мариной Федосеевой и ее единомышленниками аутентичную тульскую песню не сразу приняли и поняли на родной земле. После первых выступлений в Туле «Ростиславо» стали упрекать: мол, репертуар у ансамбля сложноват и скучен, вот если бы тот же «Ой, мороз, мороз…» — совсем другое дело… Вот что значит — прерванная традиция. Оказалось, что ее возвращение в жизнь требует последовательного и целенаправленного просвещения, воспитания слушателя — и обучения новых профессиональных исполнителей, влюбленных в фольклор.

В 1998 году Марина Олеговна открывает в Тульском музыкальном училище отделение по подготовке преподавателей по классу «Народный хор». И в этом же году создает в областной филармонии фольклорный ансамбль «Услада», артистами которого становятся ее студенты.

Сегодня «Услада» — один из самых известных тульских коллективов, и не только в России. Ансамбль представлял культуру тульского края в Италии, Турции, Китае, на международном кинофестивале в Каннах (Франция). Неоднократно становился обладателем гран-при и лауреатом самых престижных фольклорных фестивалей и конкурсов. «Услада» удостоена первой премии ЦФО в области литературы и искусства в номинации «За развитие и сохранение народного творчества». Это, безусловно, значимая награда, но больше всего артисты ансамбля ценят любовь публики: на концертах и спектаклях «Услады» всегда аншлаг. Особенной популярностью пользуются выступления под открытым небом, например, на празднике Троицы в Ясной Поляне: зрители вместе с усладовцами поют песни, водят хороводы, плетут венки…

Как закидывать венки

Постепенно в Тульской области выстроилась система музыкального фольклорного образования. Педагогическую эстафету у Марины Федосеевой приняла ее ученица Юлия Бортулева, в настоящее время возглавляющая отделение сольного и хорового народного пения Тульского областного колледжа искусств им. А. С. Даргомыжского. Студенты поют в фольклорном ансамбле «Вереница», бережно сохраняющем тульскую песенную традицию, ездят в этнографические экспедиции. Марина Федосеева и ее коллеги проводят мастер-классы для руководителей фольклорных коллективов, существующих в районах Тульской области, в том числе детских и молодежных.

Регулярные фольклорно-этнографические экспедиции проводит и областной Центр народного творчества.

— В июне этого года мы ездили в Воловский район по маршруту Турдей — Волово — Верхоупье,— говорит руководитель центра, фольклорист и этнограф Алексей Ченцов.— Встретились со старожилами, зафиксировали воспоминания, связанные с обрядами и праздниками, записали фрагмент причета, которым мама одной из местных жительниц провожала мужа на войну, несколько «страшных сказок», а также описание детских и молодёжных игр. Нам организовали встречу с тремя гармонистами исполнители традиционных наигрышей страданий и частушек, характерных для юго-восточной части Тульской области.

А на Троицу приезжали в Кураково Белёвского района к фольклорно-этнографическому ансамблю «Марьюшка» — в этот день каждый год участники ансамбля и присоединяющиеся к ним по ходу движения кураковцы обходят деревню с троицкими венками. В старину, со слов старожилов, этот обряд называли «Венки закидывать». В час дня ансамбль собрался в местном сельском клубе, и, угостившись троицким пшённым караваем, испеченным по старинному рецепту, собравшиеся выдвинулись по маршруту, которым шествовали еще их прапрабабушки.

Впереди торжественно несли большой троицкий венок, украшенный рушником, лентами и цветами, за ним молодую берёзку, также украшенную лентами. Хороводные песни сменялись задорными, «с перчиком», частушками и страданиями, временами процессия останавливалась — и начиналась такая пляска, что аж пыль столбом. Жители деревни верят в то, что этот обряд принесёт здоровье и благополучие людям, а скотине, садам и огородам — плодородие. «Так делали наши матери, так-то и мы будем делать всегда, пока живы»,— сказали нам участники этнографического ансамбля деревни Кураково…

Песни, рожденные на нашей земле, сегодня звучат на праздниках и фестивалях, их поют и дети, и взрослые. Каждый может оценить самобытную красоту тульской песенной традиции — и гордиться тем, что она создана на нашей родной земле.


Наши партнеры
Реклама