Что выросло, то выросло

Назад

07 апреля 2017 00:00

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: stranamam.ru

Туляки готовятся к открытию дачного сезона: закупают семена, выращивают рассаду на подоконниках — и ждут погоды, чтобы всё это посадить. С надеждой, что вырастет — причем именно то, что надо.

Сурепка вместо капусты

К сожалению, надежды не всегда оправдываются. Елена Васильевна приобрела в одном из тульских магазинов семена белокочанной капусты. Этот сорт был ей не знаком, но реклама на упаковке обещала хороший урожай: крупные, сочные кочаны, подходящие для употребления в свежем виде и для квашения. В садово-огородном деле Елена Васильевна не новичок: землю и стаканчики для рассады заготовила заранее, выращивала ее на балконе. Всё стало ясно, когда взошли первые росточки, они вытянулись, и на них появились мелкие желтые цветы. Сурепка! Это растение также из семейства капустных, однако совершенно несъедобное. Через некоторое время Елена Васильевна узнала, что с ее подругой произошла точно такая же досадная история — и брали они семена в одном и том же магазине.

Приобретая посадочный материал — семена, луковицы цветов, черенки, саженцы,— мы фактически покупаем «кота в мешке». Определить на глазок качество товара сможет разве что опытный специалист. Мы вкладываем труд, время, деньги, не зная, что в результате вырастет, если вообще взойдет… Читательница «Молодого коммунара» Ирина М. жалуется: в этом году она два раза сеяла рассаду — не взошли баклажаны, болгарский перец, флоксы — пришлось покупать еще одну партию семян. А ее знакомой продали некачественные саженцы яблонь: на бирочке было написано «мельба» и изображено большое красное аппетитное яблоко, там же — инструкция по посадке и обещание, что дерево начнет плодоносить через четыре года. На самом деле — плоды появились только через пять лет — маленькие, корявые, они даже яблоками не пахли, а есть их и вовсе было невозможно.

«Левые» пестициды — это опасно

— В последнее время жалоб на некачественный посевной материал стало меньше, но они есть,— комментирует начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Надежда Андрианова.— При этом доказать, что семена или луковицы ненадлежащего качества, на практике очень сложно. Хотя теоретически возможно: если вы сохранили чек и упаковку, сделали фотографии, если свидетели подтверждают, что вы соблюдали все правила ухода за растением. В случае удовлетворения иска в суде потребитель может получить обратно не только сумму стоимости семян, но и компенсацию морального вреда. Правда, в моей практике подобного рода судебных дел не было… Вы попробуйте просто обратиться с претензиями к продавцу — не исключено, что вам пойдут навстречу, тем более что сегодня подобного рода конфликты часто улаживаются на месте.

Мы рекомендуем при покупке посевного материала обязательно обращать внимание на сроки годности и тщательно следить за тем, чтобы маркировка была напечатана четко, не выглядела смазанной — это само по себе повод для сомнений…

Накануне дачного сезона активно закупаются не только семена, но и удобрения и средства для обработки растений. Специалисты предостерегают туляков от приобретения «левых» пестицидов и агрохимикатов — это опасно для вас и ваших близких. Такие товары обязаны пройти государственную регистрацию, ее номер должен быть указан на упаковке, так же, как и подробная инструкция по применению химического средства.

Что же касается садового инвентаря, то здесь важно знать: грабли и лопаты надлежащего качества вы в течение двух недель можете сдать обратно в магазин или обменять на другие — если они не подошли вам по форме, габаритам и т. д. Но это правило не распространяется на мотокультиватор или, скажем, газонокосилку,— они относятся к категории технически сложных товаров бытового назначения, то есть обмену и возврату не подлежат…

Ни шатко ни валко

Супруги Андрей и Анастасия Гольцовы решили поставить рядом с дачным домиком небольшую баньку. Накопили денег, закупили строительные материалы, наняли бригаду рабочих. Андрей Иванович хотел договориться устно, но его супруга настаивала на подписании договора. Глава семьи ворчал, упрекал жену в излишней осторожности, но потом понял, что она была права: рабочие трудились ни шатко ни валко, один раз не пришли вовсе, а потом из дома стали исчезать вещи… Разумеется, от услуг нерадивых работников отказались.

— Люди находят бригады по объявлению, договариваются на словах, а потом не могут предъявить претензии за некачественно оказанную услугу,— говорит заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Ольга Елистратова.— А заключение письменного договора вам дает множество преференций. Главная — вы можете его расторгнуть в любое время и практически по любой причине: не нравится качество выполнения работ, у вас кончились деньги, в конце концов — вы просто передумали. В таких случаях вы компенсируете работникам только лишь фактически понесенные расходы, при этом исполнитель должен размер компенсации обосновать.

В договоре важно указать точный срок окончания работ: если он нарушен, потребитель имеет право на неустойку — три процента в день от общей суммы. Желательно приложить проект или эскиз строения — это поможет доказать, что работа выполнена не так, как вы хотели. Чем больше подробностей — тем вы лучше защищены. Пропишите всё: должны работники сами покупать материалы или нет, входит ли в их обязанности уборка строительного мусора и т. д.

Торговля живым товаром

Жительница Одоевского района Антонина Николаевна купила у предпринимателя десяток цыплят кур-несушек по сто рублей за штуку: к бабушке на лето приезжают внуки и правнуки, и она хотела побаловать их домашними яичками. К ужасу пенсионерки, через несколько дней цыплята передохли. Она отправилась выяснять отношения к продавцу и обвинила его в том, что он продал ей больных птиц. Предприниматель утверждал, что цыплята были здоровыми, а в их гибели виновата сама Антонина Николаевна: мол, не надо было птичек два часа на открытом солнце держать. Бабушка на этом не остановилась — обратилась в отдел защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области. Там ей посоветовали получить заключение специалистов в ветлечебнице. Антонина Васильевна так и сделала: отправила цыплячьи трупики на экспертизу, и та подтвердила: птички ничем не болели, так что продавец в их смерти не виноват…

Птицы, кошки, собаки, домашний скот, растения — всё это товар, покупка и продажа которого регламентируется законом «О защите прав потребителей». Хотя в реальности сделать это очень сложно: товар-то живой, и как он поведет себя «в эксплуатации» — неизвестно. Поэтому, приобретая кур-несушек или домашнего питомца, важно помнить, что сдать их обратно или обменять на другого не получится. То есть вы не сможете вернуть в магазин собачку, сославшись на то, что она не подошла вам по «размеру, форме, фасону, расцветке или комплектации».

Уважаемые читатели! Если вы хотите сообщить о нарушении ваших потребительских прав и получить совет от специалистов, как их защитить, звоните в «Книгу жалоб» «Молодого коммунара» по тел.: 21-14-80, 36-51-24.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных