Хорошая профессия для хороших людей
31 марта 2017 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александр КОЛЕСНИК и из архива ООО «Спецгеологоразведка»
В офисе ООО «Спецгеологоразведка» есть большая карта, на которой отмечены все точки, где проводили и проводят в настоящее время комплексные инженерные изыскания сотрудники компании. География впечатляет: от Калининграда до Дальнего Востока — Центральный федеральный округ, Крым, Сочи, Поволжье, Средняя Азия…
—
ООО «Спецгеологоразведка» — одно из самых профессиональных и надежных предприятий в России в области комплексных инженерных изысканий, неслучайно услуги его специалистов востребованы не только в нашей стране, но и за рубежом. Среди партнеров «Спецгеологоразведки» — частные и государственные структуры. В прошлом году наиболее масштабные, значимые и амбициозные проекты компания выполняла для Газпрома и Роснефти.
У кого просить хорошей погоды?
— У «Верхнего» бога — так учат
Полевые работы стартовали в первых числах февраля 2016 года.
— Погода нас удивила,— рассказывает Анатолий Бабаев.— Обычно в это время здесь морозы до сорока градусов, а в прошлом году было максимум минус 10–15…
Для геологических изысканий — неудачный температурный фон: аномальное тепло становится причиной подтапливания зимников — зимних дорог, формирующихся в северных широтах в начале декабря и действующих вплоть до марта. А это значит, что тундра оголится, и тяжелая техника может разрушить экосистему этих уникальных и особо охраняемых российским законодательством территорий.
Проект нефтепровода, для которого проводили изыскания специалисты тульской «Спецгеологоразведки», разрабатывался с учетом строгих требований экологов. Главное в нем то, что трубы проходят не под землей, а над ней: нефтепровод будет располагаться на эстакаде на сваях. Конструкция сложная, но иного варианта нет. Проблема в том, что в условиях вечной мерзлоты практика подземной прокладки нефтепровода показала, что при потеплении геокриологические условия вечномерзлых грунтов нарушаются, трубы подвергаются деформационным нагрузкам и могут дать протечку, а если нефть разольется — последствия будут непредсказуемыми…
— В состав нашей полевой партии входили две бригады геологов, по бригаде экологов, гидрологов, геодезистов. Пять единиц тяжелой буровой техники на гусеничном ходу,— продолжает рассказ Анатолий.— Специально для этих работ закупили новое оборудование — георадар, сканирующий землю. Сваи для эстакады, в соответствии с проектом, должны забиваться на глубину 20–25 метров, и показания георадара в сочетании с традиционным методом исследований — бурением скважин с определенным шагом — дают более точные результаты для анализа геологического разреза и последующих проектных расчетов.
Анатолий с детства увлекался книгами о приключениях и, как все мальчишки, мечтал о путешествиях — но не подозревал, что найдет работу, благодаря которой сможет увидеть самые невероятные и удивительные места. Закончил ТулГУ по дорожной специальности, в «Спецгеологоразведке» — с 2010 года. В составе экспедиций успел побывать на Дальнем Востоке, в Оренбургской области…
— Города, в
Анатолий Бабаев рассказывает, что алкоголь на объекте также был под запретом, поэтому День геолога в прошлом году отмечали, чокаясь стаканчиками с лимонадом…
Там, где грибы больше деревьев
Тоже тундра, только летом. Полуостров Таймыр. Здесь специалисты ООО «Спецгеологоразведка» в июле прошлого года выполняли изыскания для проекта Норильск Газпрома. Работы проводились на берегах рек Большая Хета и Малая Хета. Если на первую точку полевую бригаду доставили на корабле, то до второй пришлось лететь на вертолете.
— Специфика этой экспедиции — полная автономия,— говорит Анатолий Бабаев.— Если на объекте Ванкора ребята жили в вагончиках, а я регулярно подвозил им провизию, то здесь мы месяц жили совершенно одни в палатках, связь с «большой землей» — только по спутниковому телефону…
В бригаде восемь человек, у каждого по палатке. Плюс — большая палатка, которая используется в качестве столовой и
— Старались работать по ночам —
На Таймыре у тульских геологов иногда оставалось время порыбачить — в Хете водятся окуньки и еще
Залог успеха любой экспедиции — качественная подготовка. Тульские геологи готовились к поездке на Таймыр основательно, заранее расспросили людей, хорошо знающих эти места, о проблемах, с которыми там можно столкнуться. Единственное, чего не смогли предусмотреть,— капризы мотобура: оборудование, которое раньше работало безупречно, на Таймыре вдруг стало барахлить. Сообщили о поломке по «спутнику», к лагерю полетел газпромовский вертолет — и сбросил коробки с запчастями.
Проверено: мин нет!
И еще об одном проекте, заказчиком которого выступал также Газпром,— на этот раз под Калининградом, на шельфе Балтийского моря. Здесь планируется строительство подземного газового хранилища. К месту, где будет находиться ПГХ — а это пять километров от побережья,— необходимо проложить три трубопровода: две трубы для забора воды и один — для выброса солевого раствора в Балтийское море. Прежде чем начать работы, нужно провести тщательные геодезические и геофизические исследования на заданном участке акватории.
— Но сначала — снять минную опасность,— подчеркивает начальник Полевой партии Евгений Акимов.— Это обязательная процедура при работах на шельфах. Тем более — в этом месте Балтийского моря, где в годы Великой Отечественной войны шли боевые действия. Технология отработана: сначала исследуем территорию с помощью магнитометра в морском исполнении с определенным шагом, проводим магнитную съемку — она должна показать, есть ли на дне
Минная опасность снята — можно работать дальше. Условия сложные: температура воздуха — 0–10 градусов, Балтийское море штормит, Евгений Акимов рассказывает, что не раз приходилось выходить на исследования при
Ну а главная проблема — при таком состоянии моря сложно проводить геодезические работы: рельеф дна нестабилен.
— Я работаю в «Спецгеологоразведке» десять лет, за эти годы объездил всю Россию. Но на море работал в первый раз — интересно, хотя очень сложно,— признаётся Евгений Акимов.— В этом году продолжим изыскания на Балтике — но в другом месте, под Выборгом, где планируется строить компрессорную станцию «КС Портовая» — это проект, непосредственно связанный с подземным газовым хранилищем на Балтийском шельфе. Именно в этот порт будут приходить танкеры, предназначенные для транспортировки газа. Ну а сейчас готовимся к поездке на Ямал — это еще один важный проект наступающего полевого сезона. Там мы будем проводить геотехнический мониторинг газопровода «Бованенково — Ухта». Сложность объекта заключается в том, что он расположен на полуострове Ямал с температурами — 40 градусов и работы придется выполнять в полярную ночь.
Очень важно контролировать процессы, которые происходят в вечной мерзлоте, в местах, где проложены магистральные газовые трубопроводы. Для этого необходимо проводить измерения в термических скважинах — чтобы узнать, как меняется температура и не грозит ли потепление сохранности узлов и агрегатов магистральных газопроводов…
Романтика и поиск
По традиции, День геолога отмечается в первое воскресенье апреля. Время для профессионального праздника выбрано не случайно: холода заканчиваются, снег тает, а это значит — начинается новый полевой сезон. Впрочем, «сезон» для работников ООО «Спецгеологоразведка» — это понятие относительное: после полевых работ начинаются камеральные — необходимо обработать материалы, полученные в результате исследований, проведенных на месте, проанализировать и документально оформить.
Праздновать День геолога в нашей стране начали в конце
Но романтика и энергия поиска не ушли из профессии. Они остаются ее необходимой составляющей. И конечно, в свой праздник тульские геологи обязательно соберутся вместе и под гитару споют «А люди идут по свету…».
— День геолога для нас — важная традиция и особенный праздник,— отмечает председатель Совета директоров Владимир Зубченко.— Собираются давние друзья и коллеги, многие приезжают из Москвы, в том числе наши постоянные гости — барды. Будем слушать их песни и петь вместе с ними… У нас — хорошая профессия, и люди в ней — хорошие…