Где учат на миллиардера?
10 марта 2017 00:00
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: автора
В школах предлагают ввести уроки профориентации, где ученикам будут рассказывать о востребованных на рынке труда специальностях. «Молодой коммунар» узнал, как тульских школьников учат выбирать профессию сейчас.
Кто сегодня король
— А знаете ли вы, сколько в мире существует профессий? Сто? Тысяча? Миллион? … На самом деле, по оценкам учёных, в мире насчитывается порядка десяти тысяч различных профессий,— инспектор центра занятости населения г. Тулы Ирина Яшина начинает
На слайдах высвечивается информация из популярных профориентационных тестов, с которыми обычно знакомят ещё в начальных классах. Старшим школьникам рассказывают о том, что есть профессии, связанные с работой с людьми («человек — человек»), с техникой («человек — техника»), искусством («человек — художественный образ») и т. д. Затем представитель центра занятости говорит, что наибольшее число открытых вакансий в Туле — по рабочим профессиям. Практически полный спектр: слесари, сантехники, станочники, ремонтники, сварщики и пр. Правда, инспектор не называет при этом зарплат, хотя школьники на задних рядах в актовом зале только об этом и говорят.
Урок завершается демонстрацией видеоролика о престижности профессии станочника, снятого
Мы спросили у нынешних девятиклассников об их планах.
— Я после девятого класса пойду в юридический колледж, а оттуда меня сразу возьмут на третий курс института,— поведала Даша, которая уже знает траекторию своего будущего обучения.
Её одноклассник Женя сообщил, что тоже покинет школьные стены в этом году, но пойдёт в строительный колледж, потому что после него можно поступить в университет без ЕГЭ. Ещё один девятиклассник Андрей сказал, что также хочет учиться в техническом колледже, но в каком — ещё не решил. При этом все ребята — ученики профильного
Но не все одинаково подкованы. Один парень простодушно объявил:
— Хочу работать миллиардером. Правда, ещё не решил, где буду учиться, но в школе останусь до одиннадцатого класса…
Профориентация с детского сада
Классный руководитель «соцэкономов» Юлия Кочукова рассказывает, что большинство её класса разойдется по колледжам и техникумам в этом году, ребята уже подыскивают, где продолжат обучение. В основном собираются в технари: в Туле и выбор таких учреждений больше, и профориентация сыграла свою роль.
— К нам постоянно приходят представители и предприятий, и вузов: все зовут к себе и говорят о технических специальностях,— рассказывает учитель.— Конечно, если человек по натуре гуманитарий и осознаёт это, то его переучить вряд ли получится, но большинство ребят даже в старших классах не всегда могут определиться с будущей профессией, поэтому им уроки профориентации очень нужны…
Такие занятия в ЦО № 8 проводятся — о выборе профессий говорят на классных часах, куда регулярно приходит психолог. И если выступление представителя вуза или предприятия — это не профориентация в чистом виде, а, скорее, агитация, то задача психолога — пробудить внутренние проявления ребёнка. Причём чем раньше, тем лучше.
Руководитель службы
— Когда родители покупают ребёнку игрушки, они знакомят его с профессиями, будь то набор инструментов или аптечка доктора. В начальной школе учителю важно заметить познавательные качества, которые затем могут перерасти в профессиональные, развивать то, в чём ребёнок силён или чем интересуется с детства. И конечно, важен опыт познания самого ученика — он должен попробовать
Министерство профориентации?
В центре
Заметки на тему выбора профессии мы также отыскали на страницах тульского центра занятости, управления образования, молодёжных центров, университетов и др. При этом единого органа, уполномоченного вести эту работу, в Тульской области нет. На днях члены молодёжного парламента при Госдуме предложили Минобрнауки РФ ввести уроки по
— Не уверен, что нужен
Ещё одной проблемой В. Морозов считает недостаточное представление абитуриентов о том, чему и как они хотят учиться:
— Например, многие ребята любят копаться в автомобилях и поступают в университет на профильные специальности. Но зачастую они не понимают, что, придя в вуз, будут изучать сложные процессы в цилиндрах, хотя хотели научиться просто перебирать движок, чему их отлично научат в колледже. Как правило, такое случается с теми, кто никак не готовится к поступлению, не ходит на дни открытых дверей. Когда разговариваю с абитуриентами, я всегда начинаю с вопроса, где бы они хотели работать. Когда человек это поймёт, ему будет проще. Но со школьником об этом обязательно должен поговорить профессионал, поэтому чем раньше начать профориентацию, тем лучше…