Четверг 24 сентября

Где учат на миллиардера?

Назад

10 Марта 2017 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: автора

В школах предлагают ввести уроки профориентации, где ученикам будут рассказывать о востребованных на рынке труда специальностях. «Молодой коммунар» узнал, как тульских школьников учат выбирать профессию сейчас.

Кто сегодня король

— А знаете ли вы, сколько в мире существует профессий? Сто? Тысяча? Миллион? … На самом деле, по оценкам учёных, в мире насчитывается порядка десяти тысяч различных профессий,— инспектор центра занятости населения г. Тулы Ирина Яшина начинает профориентационный урок для учеников 9–10 классов центра образования № 8.— Так как же выбрать ту профессию, которая подойдёт именно вам? Прежде всего, вы должны знать, какие существуют типы профессий…

На слайдах высвечивается информация из популярных профориентационных тестов, с которыми обычно знакомят ещё в начальных классах. Старшим школьникам рассказывают о том, что есть профессии, связанные с работой с людьми («человек — человек»), с техникой («человек — техника»), искусством («человек — художественный образ») и т. д. Затем представитель центра занятости говорит, что наибольшее число открытых вакансий в Туле — по рабочим профессиям. Практически полный спектр: слесари, сантехники, станочники, ремонтники, сварщики и пр. Правда, инспектор не называет при этом зарплат, хотя школьники на задних рядах в актовом зале только об этом и говорят.

Урок завершается демонстрацией видеоролика о престижности профессии станочника, снятого почему-то в Новосибирске в 2003 году. На экране — мужчины в серых робах готовятся к участию в конкурсе профмастерства, а один из них говорит, что представители их профессии на рынке труда сегодня — короли.

Мы спросили у нынешних девятиклассников об их планах.

— Я после девятого класса пойду в юридический колледж, а оттуда меня сразу возьмут на третий курс института,— поведала Даша, которая уже знает траекторию своего будущего обучения.

Её одноклассник Женя сообщил, что тоже покинет школьные стены в этом году, но пойдёт в строительный колледж, потому что после него можно поступить в университет без ЕГЭ. Ещё один девятиклассник Андрей сказал, что также хочет учиться в техническом колледже, но в каком — ещё не решил. При этом все ребята — ученики профильного социально-экономического класса. По идее, в их обучении упор должен делаться на математику, историю и обществознание, но у школьников свои представления о будущей карьере: в 15–16 лет они уже знают, где и как можно получить нужное им образование наиболее выгодным способом (без ЕГЭ, в сокращённые сроки, на бюджетных местах и т. д. ).

Но не все одинаково подкованы. Один парень простодушно объявил:

— Хочу работать миллиардером. Правда, ещё не решил, где буду учиться, но в школе останусь до одиннадцатого класса…

Профориентация с детского сада

Классный руководитель «соцэкономов» Юлия Кочукова рассказывает, что большинство её класса разойдется по колледжам и техникумам в этом году, ребята уже подыскивают, где продолжат обучение. В основном собираются в технари: в Туле и выбор таких учреждений больше, и профориентация сыграла свою роль.

— К нам постоянно приходят представители и предприятий, и вузов: все зовут к себе и говорят о технических специальностях,— рассказывает учитель.— Конечно, если человек по натуре гуманитарий и осознаёт это, то его переучить вряд ли получится, но большинство ребят даже в старших классах не всегда могут определиться с будущей профессией, поэтому им уроки профориентации очень нужны…

Такие занятия в ЦО № 8 проводятся — о выборе профессий говорят на классных часах, куда регулярно приходит психолог. И если выступление представителя вуза или предприятия — это не профориентация в чистом виде, а, скорее, агитация, то задача психолога — пробудить внутренние проявления ребёнка. Причём чем раньше, тем лучше.

Руководитель службы психолого-педагогической помощи Любовь Ивашиненко считает, что профориентация должна начинаться с детского сада:

— Когда родители покупают ребёнку игрушки, они знакомят его с профессиями, будь то набор инструментов или аптечка доктора. В начальной школе учителю важно заметить познавательные качества, которые затем могут перерасти в профессиональные, развивать то, в чём ребёнок силён или чем интересуется с детства. И конечно, важен опыт познания самого ученика — он должен попробовать что-то сделать сам и, исходя из того, понравилось ему или нет, принять решение. Этот аспект в современном обучении практически утерян — школьные уроки технологии не смогли заменить советские УПК…

Министерство профориентации?

В центре социально-психологической помощи «Шанс» нам сообщили, что работу по профессиональной ориентации ведут со школьниками начиная с 14 лет. На сайте одного из тульских центров обучения и развития персонала говорится, что пройти тестирование по профориентации могут старшеклассники, комплексное исследование стоит три тысячи рублей. Программы раннего развития и выявления способностей нашлись в детских центрах с платными занятиями по модным методикам — они сейчас набирают популярность.

Заметки на тему выбора профессии мы также отыскали на страницах тульского центра занятости, управления образования, молодёжных центров, университетов и др. При этом единого органа, уполномоченного вести эту работу, в Тульской области нет. На днях члены молодёжного парламента при Госдуме предложили Минобрнауки РФ ввести уроки по проф-ориентации в школе, чтобы выпускники выбирали правильные и востребованные профессии.

— Не уверен, что нужен какой-то отдельный орган, ведь профориентация — это комплексная задача,— рассуждает руководитель Регионального центра содействия трудоустройству выпускников (РЦСТ) Тульского госуниверситета Владимир Морозов.— Но объединение усилий, конечно, требуется: и психологов, и служб содействия трудоустройству, и образовательного сообщества. Сейчас каждый ведёт проф-ориентацию по-своему и в своих целях: одни — чтобы к ним пришли учиться или работать, другие — чтобы отчитаться и поставить галочку. Хотя все мы понимаем общие задачи: ориентироваться на потребности региональной экономики, сохранять кадры в области…

Ещё одной проблемой В. Морозов считает недостаточное представление абитуриентов о том, чему и как они хотят учиться:

— Например, многие ребята любят копаться в автомобилях и поступают в университет на профильные специальности. Но зачастую они не понимают, что, придя в вуз, будут изучать сложные процессы в цилиндрах, хотя хотели научиться просто перебирать движок, чему их отлично научат в колледже. Как правило, такое случается с теми, кто никак не готовится к поступлению, не ходит на дни открытых дверей. Когда разговариваю с абитуриентами, я всегда начинаю с вопроса, где бы они хотели работать. Когда человек это поймёт, ему будет проще. Но со школьником об этом обязательно должен поговорить профессионал, поэтому чем раньше начать профориентацию, тем лучше…

Наши партнеры
Реклама