Воскресенье 20 сентября

Ноев ковчег Татьяны Великой

Назад

13 Января 2017 00:00

 0
Общество

Автор: Татьяна МАРИНИЧЕВА

Фото: Михаил КУДРЯШОВ

Так часто бывает в цирке: молодые артисты начинают карьеру с так называемых «физкультурных» жанров — акробаты, гимнасты, наездники… Проходят годы, человек остается в цирке, но уже в совершенно другом качестве. Именно это и произошло с директором тульского «Театра зверей» Татьяной Великой.

Беловежская пуща

Таню, шестнадцатилетнюю студентку физкультурного техникума и кандидата в мастера спорта, заманила в цирк сестра.

— Ну пойдем, интересно же попробовать,— сказала она, и Татьяна согласилась.

В те далекие шестидесятые годы прошлого века брать в цирк людей из спорта было обычным делом — прежде всего от острой нужды в молодых талантах. В Советском Союзе было всего два цирковых училища — в Москве и Киеве. А цирк как искусство развивался стремительно и создавал удивительные и доселе невиданные жанры. Туляки старшего поколения знают это не понаслышке, потому что именно в нашем городе зрители впервые увидели «Цирк на льду». И не просто увидели, а принимали непосредственное участие в его создании.

Таню взяли в цирк танцовщицей балета, потом — гимнасткой на обручах, работа в конном номере… Только через десять лет был сделан окончательный выбор: Татьяна давно хотела сделать номер с животными.

Советский цирк искал новые идеи и новые формы. В середине семидесятых годов в стране стали создавать цирковые национальные коллективы — так возникли украинский, молдавский, грузинский цирк. Это были не просто сборные представления, а большие и дорогостоящие проекты, полноценные спектакли, пронизанные духом национального колорита: для них шились специальные костюмы, писалась музыка, с артистами работали лучшие режиссеры и балетмейстеры. В СССР был создан даже цыганский цирк, в который пришли работать артисты из самых талантливых и известных в творческих кругах цыганских семей.

Татьяна получила приглашение в белорусский коллектив. Ей предложили сделать номер «Беловежская пуща». В цирке этот жанр дрессуры называется «смешанная группа животных». Аттракцион под руководством Татьяны должен был показать зрителям разнообразие и красоту зверей, населявших белорусский заповедник. В нем принимали участие кабаны, лисы, волки и даже знаменитые огромные зубры.

Метод дедушки Дурова

— Нет животных талантливых и бездарных,— говорит Татьяна Великая.— Просто каждому нужно внимание и свой подход. И — любовь, конечно же, любовь. Работать с животными и не любить их — это заведомый провал…

Зверушек берут в цирк с младенчества, иногда даже кормят из соски, подращивают, приучают к людям и запахам, несвойственным среде их обитания. Их воспитывают, как детишек: общаются с ними, играют и попутно смотрят, кто на что способен.

— Некоторые люди говорят, что не ходят в цирк, потому что не могут видеть, как в цирке мучают зверей.

— Скажи еще, что истязают, бьют и так далее,— смеется Татьяна.— Ты же знаешь, что все это не так. Ну о каком битье может идти речь, когда именно в российском цирке дедушкой Дуровым был разработан гуманный метод дрессировки, описанный во всех учебниках, еще до революции, в конце девятнадцатого века. Это наш, русский метод воспитания животных: только любовь, внимание и прикорм. Бить животное — воспитывать из него врага. А с врагом можно только воевать и ждать нападения со спины. Работать с ним в манеже и быть полноценными партнерами невозможно. Я лично заинтересована в том, чтобы животные доверяли мне, чтобы мы понимали друг друга…

С аттракционом «Беловежская пуща» Татьяна Великая объездила всю страну и еще половину мира. Но в конце восьмидесятых в стране и в искусстве наступили сложные времена. Руководство цирками решило, что содержать густонаселенный животными аттракцион нерентабельно и надо его расформировать. Животных должны были отправить по зоопаркам, а Великой предложили сделать номер «скромнее», типа с тремя собачками. Татьяна встала перед жестоким выбором.

«Факел» надежды

Но нет безвыходных положений для тех, кто ищет выход. Тульский центральный парк культуры и отдыха приютил на своей территории всю «Беловежскую пущу». Обнесенный каменным забором и неработающий уже тогда летний кинотеатр «Факел» стал новым местом обитания зверей и их хозяйки. Очень быстро слух пошел по городу, и туляки с детьми потянулись в импровизированный зоопарк. На территории кинотеатра сохранилась небольшая эстрада, и по выходным театр зверей показывал небольшие представления. Нашлись и добровольные помощники по уходу за животными: подростки, мечтающие о работе в цирке, которым Татьяна давала первые уроки дрессуры по методу Дурова. Одна из девчонок, ходившая тогда к Великой, теперь известная артистка цирка Екатерина Коренькова — единственная в России дрессировщица волков.

Когда Екатерина бывает в Туле, непременно навещает свою наставницу, и для Татьяны это — особый повод для гордости.

Была тогда идея на базе «Факела» создать настоящий зоопарк для города. Но в силу обстоятельств эта идея осталась нереализованной. А о маленьком живом уголке с цирковыми представлениями в «Факеле» туляки помнят и по сей день.

Год Петуха — год семейный

Однажды пришлось закрыть и эту страницу в биографии. Но Татьяна не отчаялась и не рассталась со своей профессией и питомцами. Она купила частный дом с небольшим подворьем, перевезла туда всех своих зверей и зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя.

У Татьяны Великой — всё, как всегда. Дома — Ноев ковчег, и кого тут только нет! Обезьянка, тигровый питон, чернобурая лисичка, экзотический африканский ежик-альбинос, петухи, фазаны, собаки, кошки, крысы, морские свинки. Татьяна продолжает воспитывать своих животных, учить их разным трюкам — но уже как тренер-репетитор. Потому что перед публикой с животными выступают теперь сын Татьяны Василий и его жена Олеся. Их площадки — детские сады, лагеря отдыха, корпоративные вечеринки.

— Среди «артистов» есть петухи. Наступает их год. Как они поддаются дрессуре?

— Петух — птица талантливая и общительная. Находить с ним общий язык довольно просто. Но главное — очень семейная птичка. Петух — настоящий вожак своей стаи, обихаживает и защищает своих кур: сам никогда зернышка не склюет, пока не убедится, что все курочки сыты. В общем, нашим мужикам есть чему у петухов поучиться….

Наши партнеры
Реклама