Гитарное братство

Назад

22 ноября 2016 00:00

 0
Увлечения/Отдых

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: из архива клуба «Бригантина»

Тульский клуб авторской песни «Бригантина» открыл 15-й творческий сезон большим концертом в зале объединения центров развития искусства, культуры и туризма.

Порт приписки — ОЦРИНКиТ

Руководитель или, как ее здесь называют, капитан клуба — Наталья Степанова вспоминает, сколько адресов пришлось сменить тульским бардам за эти почти 15 лет, прежде чем обрести свой настоящий дом.

Место рождения «Бригантины» — Дом учителя, где в 2002 году объединились четыре любителя авторской песни, чтобы создать свой клуб. Потом было множество переездов, в том числе в ДК ТОЗ, ДК проф-союзов, в бывший кинотеатр «Центральный»… В последнее время «Бригантина» обитает в объединении центров развития на улице 9 мая — полное название этого учреждения громоздкое и длинное, но аббревиатура звучит забавно: ОЦРИНКиТ. Наталья Степанова признается, что поначалу она и ее единомышленники не могли поверить, что ОЦРИНКиТ — это надолго и мытарства, наконец, закончились. Но это произошло, и теперь можно сказать, что у «Бригантины» наконец-то появился свой постоянный «порт приписки».

В настоящее время в клубе около 40 человек. Среди них — авторы и исполнители и просто сочувствующие: то есть люди не поющие и не играющие, но преданные авторской песне, ценящие общение и особую, дружескую, почти семейную атмосферу, царящую в «Бригантине».

О том, как изменился жанр авторской песни с 60-х годов, когда он был одной из немногих отдушин для советской интеллигенции и альтернативой официозу, мы беседуем с Натальей Степановой, Андреем Насоновым и Валентиной Буталовой. Они убеждены, что главные качества бардовской песни — теплота, доверительность высказывания и предельная честность — остались неизменными. Хотя сохранить это было непросто, ведь этот жанр, как и прочие, в 90-е — начале «нулевых» прошел испытание на прочность коммерциализацией.

Безусловно, повысился уровень профессионализма: большинство исполнителей сегодня играют на гитаре на порядок лучше, чем их предшественники, серьезно занимаются вокалом. Расширился круг музыкальных средств: сегодня уже никого не удивит бард, поющий под электронные, а не акустические инструменты, в тренде синтетические жанры, например, так называемый бард-рок.

— Сегодня появилось много молодых талантливых авторов,— подчеркивает Андрей Насонов.— Ребята интересные, играют и поют прекрасно, но в целом качество поэзии, на мой взгляд, ниже, чем раньше, стихи проще что ли стали. Наверное, потому что сегодня люди меньше читают…

Барды и бардессы

Насонов на своих концертах совмещает живую гитару и «минусовку». Андрей пишет песни давно — он, как и многие его ровесники, в юности играл в одном из многочисленных тульских ВИА. Работал шахтером на шахте «Никулинская», однажды даже поставил рекорд, выдав вместе со своей бригадой на-гора 1400 тонн угля в день. В 1986 году принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Главная его тема — гражданская лирика: Андрей поет о любви к Родине, о преданности своей земле, о добре и любви, о важности здорового образа жизни. Обращается прежде всего к детям — и видит в этом свою миссию.

Бригантиновцы уверяют, что авторская песня сегодня в России на подъеме. В каждом городе есть свой клуб, и не один. Практически каждый регион имеет свой фестиваль, собирающий тысячи людей. Они приезжают большими компаниями, семьями, живут в палатках, ходят на концерты и поют сами, принимают участие в мастер-классах, которые дают мэтры жанра.

— Мы целый год собираем деньги, чтобы летом ездить на фестивали, хотя сегодня их в некоторых городах стали проводить и осенью, и зимой,— рассказывает Валентина Буталова.

Валентина работает в школе — преподает мировую художественную культуру. В этом году она стала победительницей Всероссийского фестиваля авторской песни «Горные вершины-2016», который проходил в Домбае. Дуэт Буталова — Степанова, наверное, самый именитый в «Бригантине»: тульские бардессы неоднократно становились лауреатами самых разных фестивалей и конкурсов, в том числе и нашего регионального фестиваля «Куликово поле», которое они очень любят.

Тульская душа

Впрочем, признанных мастеров, успешно выступающих на бардовских фестивалях, в «Бригантине» много: Александр Ермаков, Юлия Ключарева, Александр Савенко, Полина Старухина, Мария Грошева…

Есть и совсем юные, начинающие барды. В этом году на XVII Межрегиональном фестивале исполнителей авторской песни памяти Ю. Визбора «Распахнутые ветра», проходившем в Тверской области, приз «Надежда» получила 9-летняя тулячка Сабина Сулимова.

А самому старшему члену клуба, Марку,— 87 лет (этот удивительный человек возмущается, когда к нему пытаются обратиться по имени-отчеству). Марк посещает практически все заседания клуба и делится воспоминаниями. А они по-настоящему бесценны, ведь Марк слышал Вертинского, был знаком с Окуджавой…

Булат Окуджава, Юлий Ким, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, недавно ушедшая из жизни Новелла Матвеева — эти имена и сегодня в бардовской среде остаются культовыми. Их песни слушают и поют совсем молодые люди, находя в них новые смыслы…

В настоящее время Андрей Насонов занят организацией городского фестиваля самодеятельной песни «Тульская душа», который запланирован на 30 ноября. В нем смогут принять участие только авторы-исполнители песен, а оцениваться их талант будет в трех возрастных категориях: до 18 лет, от 18 до 40 лет и после 40… Фестиваль проводится в Туле во второй раз, проект поддерживает общественная организация «Союз „Чернобыль“.

Члены клуба много гастролируют, принимают самое активное участие в городских и областных праздниках и событиях. Одно из самых волнующих воспоминаний — акция «Бессмертный полк-2016». Бригантиновцы шли в общей колонне, с гитарами — и пели песни о войне, и им подпевали совершенно незнакомые люди…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных