Воскресенье 29 ноября

Полеты во сне и наяву

Назад

15 Ноября 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Олег БОНДАРЬ

Фото: Александр КОЛЕСНИК

Премьерный спектакль в Тульском театре кукол предлагает сделать весьма неожиданные выводы не только детям, но и взрослым.

В основе постановки — художественный прием, хорошо знакомый по сказке Г.— Х. Андерсена «Оле-Лукойе», в которой одноименный герой по ночам навеивает на спящих детей волшебные сны. Сам образ Оле-Лукойе также присутствует в спектакле кукольников, только разделен он на трех персонажей, названных соответственно Оле, Лук и Ойе. Как и у Андерсена, раскрывая чудо-зонтик, сказочники вовлекают зрителя в путешествие по сновидениям. В первом случае — это полет на Луну, во втором — на Солнце. Там детям предлагают познакомиться с вполне земными персонажами и разобраться в их, на первый взгляд, простых взаимоотношениях. Дети охотно принимают условия игры, закрывают глаза и как будто бы засыпают…

В первом космическом путешествии зрители встречаются с лунными Слоненком и Песиком, которые играют между собой. Последний отказывается принимать в компанию Котика, потому что «кошка собаке — не друг», и прогоняет непрошеного гостя. Ситуация проста до банальности. Однако, чтобы помочь Слоненку, который боится мышей, Песик потом вынужден кое-что переосмыслить, поступиться принципами и вернуть Котика.

— Следование необъяснимому природному инстинкту заканчивается для Песика вселенским открытием,— рассказывает автор пьесы и режиссер-постановщик «Чудо-зонтика», главный режиссер Костромского областного театра кукол Михаил Логинов.— Персонаж делает вывод: «Все мы разные и даже если не очень дружные, мы друг другу очень нужные».

Режиссер предлагает свою интерпретацию решения вопроса «Ребята, давайте жить дружно», уходя от банального хэппи-энда в сторону поиска более усложненной конструкции гармонии. И нельзя сказать, что во время этих сцен «озарения» дети в зале остаются безучастными к происходящему на сцене…

Спектакль лишен так называемых длиннот, во время которых дети теряют нить сценического действия, а актеры, вооружившись скучными дидактическими монологами, играют для самих себя, мимо зрителя. «Чудо-зонтик» проходит в легкой игровой форме, ненавязчиво транслируя заложенную идею.

Во время второго «сновидения» зрителей на Солнце встречают солнечные Зайчик и Волчок. Они беззаботно резвятся, чем нарушают покой солнечного старичка-червячка. В отместку он им открывает страшную тайну: волки должны с зайцами не играть, а их съедать. Услышанное погружает юных героев в непростые переживания: только что они были друзьями, все складывалось хорошо, а теперь…

— И здесь звучит еще одно неожиданное в воспитательном плане утверждение,— продолжает М. Логинов.— Оказывается, что «среди почтенных старичков немало вредных червячков», и не ко всем советам следует прислушиваться. В спектакле предпринята попытка поставить под сомнение некоторые стереотипы отношений взрослых и детей. А именно: старшие, вопреки их собственной убежденности, не всегда правы.

Не слишком ли тонко, чтобы не опасаться, что порвется? Но, наверное, говорить на эту тему с детьми гораздо полезнее, нежели молчать. Тем более, если общаться посредством театра, где восприятие происходит в том числе и на невербальном уровне. Начинать взрослеть — никогда не рано.

Спектакль в плане декораций решен достаточно просто и по атмосфере несколько напоминает «Маленького принца». В центре сцены — огромный раскрытый зонт, он же Луна, Солнце и площадка для планшетных кукол. А вокруг — много пространства. Очевидно, по аналогии с космическим, обозначая простор для размышлений.

Декорации и куклы изготовлены в мастерских тульского театра по эскизам художника-постановщика Надежды Ваниной. В спектакле заняты заслуженный артист России Олег Спиренков, артисты Сергей Буряков и Ирина Атлашкина.

Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама