И свет во тьме светит

Назад

04 октября 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Сергей ШМУНЬ

В галерее «Ясная Поляна» продолжает работу выставка, рассказывающая о взаимодействии Льва Толстого и кинематографа.

Считается, что Толстой не любил кино, но это не совсем так. Лев Николаевич действительно настороженно относился к некоторым проявлениям технического прогресса, а синематограф для него был очередным изобретением, чем-то наподобие аттракциона. Однако великий писатель не застал становления кино как искусства, иначе, возможно, он бы его оценил иначе. Тем более, что сам, как считают исследователи его творчества, обладал талантом кинематографического обращения со временем и пространством. Возможно, еще и поэтому его произведения столько раз были экранизированы.

Выставка «И свет во тьме светит (Толстой и кинематограф)», подготовленная музеем-заповедником «Ясная Поляна» совместно с Государственным музеем Л. Н. Толстого (г. Москва) и Государственным центральным музеем кино, прослеживает историю воплощения художественного наследия писателя в мировом кинематографе. Кадры из многочисленных версий романов «Анна Каренина», «Война и мир», «Воскресение», из «Отца Сергия» и других сочинений Толстого расположены вертикально на черном картоне. Стилизация под старую кинопленку…

Мы видим, как они похожи — Людмила Савельева и Одри Хепберн, в разные годы сыгравшие Наташу Ростову. И удивляемся тому, как отличается Пьер Безухов в исполнении Сергея Бондарчука от Пьера (актер Пол Дано) из недавно показанного по телевидению британского сериала, снятого BBC. Олег Янковский в «Крейцеровой сонате», Татьяна Друбич в фильме Сергея Соловьева «Анна Каренина», Алиса Фрейндлих и Валерий Приемыхов, снявшиеся в дипломной работе Александра Кайдановского по повести «Смерть Ивана Ильича»… Лучшие режиссеры и лучшие актеры работали над воплощением образов Толстого на экране. В экспозиции представлены костюмы, сшитые для «Анны Карениной» Соловьева — именно в них снимались Янковский (Каренин), Друбич (Анна) и Бойко (Вронский): после окончания работы над картиной их перевезли в музей…

Несмотря на сложные отношения Толстого с кинематографом, сохранилось достаточное количество хроники с его участием. В Ясную Поляну часто приезжали операторы Александр Дранков и Александр Ханжонков — они старались запечатлеть Льва Николаевича в привычной для него обстановке, с близкими людьми. Рассказывают, что однажды, увидев себя на экране, Лев Николаевич пожалел о том, что кинематограф изобрели так поздно и он не может так же, на экране, видеть изображения своих отца и матери…

Фрагменты хроники с Толстым, снятые в Ясной Поляне, долгое время хранились в Госфильмофонде. Вдова легендарного оператора Вера Ханжонкова смонтировала из них фильм «Живой Толстой» — он, кстати, демонстрируется на выставке.

В экспозиции также представлены уникальные предметы из яснополянского мемориального дома: мимеограф, подаренный изобретателем Томасом Эдисоном, стереоскоп и стереофотографии семьи Толстых, фотоаппарат и фотопринадлежности жены писателя. По воспоминаниям современников, Софья Андреевна, в отличие от мужа, к техническим новинкам относилась с интересом и была искренне увлечена фотографией.

Выставка продлится до 30 октября.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных