Суббота 26 сентября

Вернуть к жизни

Назад

26 Июля 2016 00:00

 0
Общество

Автор: Никита СКОРИКОВ

Фото: openbusines.ru

Вот не люблю я ходить по магазинам. С продовольствием ничего не поделаешь, приходится. А что касается одежды/обуви — это же стресс. А сейчас, с учетом быстро растущих цен, стресс двойной: мало найти подходящую вещь, надо еще, чтобы на покупку денег хватило. А такое случается все реже.

Обувное эльдорадо?

И надо же такому случиться, что подошва любимых ботинок решила жить своей, отдельной жизнью. Уже по дороге в ближайший обувной магазин, предвидя бесконечные примерки и прикидывая неизбежные траты, заметил на одном из домов совершенно неброскую вывеску, указывающую на подвальчик обувной мастерской.

Сапожник — профессия, которую в более благополучные времена не воспринимали всерьез: его услугами пользовались немногие, а постоянные клиенты солидным доходом, мягко говоря, не отличались. А тут такой случай: и ботинки любимые, и сапожник рядом — почему бы и не попробовать дать обуви второй шанс? Все оказалось очень просто — сдаешь ботинки, получаешь квитанцию и на следующий день ты обут и счастлив. Не только потому, что удалось сэкономить, но и от понимания, как жить дальше. Хотя…

Выдержит ли небольшая мастерская в условиях жесткой конкурентной борьбы с сетевыми обувными магазинами, где в сезонные распродажи можно приобрести неплохую пару новых ботинок за смешные деньги? …

По словам хозяина небольшой мастерской и по совместительству мастера сапожника Николая М., у него все равно выходит дешевле, чем в магазине. Зарплаты растут не так быстро, как цены на новую обувь, даже с учетом распродаж и скидок в магазинах. Поэтому дела у его небольшого предприятия идут хорошо. Если раньше большей частью его клиентами были девушки, а самой популярной услугой — замена набоек на каблуки, то теперь полноценный ремонт обуви стал пользоваться повышенным спросом у туляков. Было время, когда не слишком рачительные (или слишком занятые) граждане износившиеся ботинки без капли сожаления отправляли в мусор, то сегодня многие несут их к мастеру.

— На одних набойках, конечно, на плаву не удержишься, стоит это недорого — от 300 рублей, в зависимости от сложности работы, поэтому приходилось совмещать, я параллельно, например, еще и вытачивал ключи — по 200 рублей. Так и жил,— рассказывает мастер.— Сейчас же в удачные дни бывает до 10 заказов только по обуви, поэтому планирую полностью переключиться на этот вид работ. Да и быстрее выполнить ваш заказ тоже не получится, даже за дополнительную плату — только завтра. И так приходится задерживаться здесь вечерами, чтобы успеть все в срок…

К слову, починка любимой пары обуви обошлась в 800 рублей. Новые ботинки на эти деньги не купишь, факт. Но и сказать, что это совсем даром, тоже не получится: как-никак, три ремонта — это новая пара, пусть и на распродаже…

Казалось бы, кризис должен стимулировать этот бизнес, а обувные мастерские теперь будут появляться, как грибы после дождя. Но нет — в радиусе трех километров представителей этой древней профессии обнаружено больше не было. Мне объяснили: подобные ларьки-мастерские концентрируются обычно около рынков — там проходимость большая. Или в районах массовой застройки, где точный адрес знают только местные жители, они же — постоянные клиенты.

Дожить до заплатки

Судя по количеству ателье и швейных мастерских — а они есть в каждом торговом центре, более-менее крупном магазине, просто на первых этажах жилых домов — наряжаться в Туле любят. Иначе как бы каждый из многочисленных «швейных бутиков» находил своего клиента?

Раскрывать «коммерческие тайны» в двух ателье отказались наотрез. И лишь в третьем явно скучающая девушка-менеджер (она же швея, она же владелец бизнеса) согласилась рассказать о тонкостях ведения дела.

— Да, поток клиентов увеличился, но заказы в основном поступают на небольшие суммы. Живем за счет оказания мелких швейных услуг — подгонка одежды по длине, корректировка по фигуре, мелкий ремонт фурнитуры, даже заплатки иногда просят ставить. С трудом наскребаем на аренду,— сетует Ирина.— Раньше, когда случались оптовые заказы, например, пошить к 1 сентября школьную форму, у нас было несколько сотрудников. Теперь нет ни того, ни другого. Цены повышаем, куда ж без этого, нам тоже нужно материалы закупать, а клиенты ищут где подешевле. Например, в крупных ателье еще остались старые запасы. А тех, кто хочет пошить «с нуля»,— ноль…

Действительно, услуга индивидуального пошива и раньше-то не была особенно дешевой, а сейчас, когда цены не только на аренду помещения, но даже на нитки, иголки и обслуживание швейной машины растут прямо на глазах, заказать себе пошив костюма или платья готов не каждый. Пошив мужского костюма начинается от 8000 рублей плюс ткань. Верхний предел зависит от сложности работы, стоимости материала, который приносит заказчик. Если учесть, что готовый костюм можно найти за 12–15 тысяч и не надо мучиться с примерками, то расклад понятен. По словам Ирины, хорошо держатся на плаву ателье, расположенные неподалеку от модных магазинов одежды,— за счет тех, кто хочет быстро подогнать новую вещь на себя. В ее же случае, чтобы совсем не растерять клиентов, остается биться за каждый заказ, осваивая новые технологии. Вот и приходится хозяйке ателье выходить в интернет, чтобы разместить свой прейскурант на сайтах бесплатных объявлений; создавать группы в социальных сетях. Случается выезжать за заказом к клиенту на дом. Раньше о таком Ирина даже и подумать не могла.

И почистим, и лампочку вкрутим

Но можно ведь вернуть старые вещи к жизни, основательно вычистив их. Химчисток в Туле относительно немного — куда больше так называемых приемных пунктов, где одежду собирают, чтобы отправить неведомо куда.

Вооружившись старым костюмом студенческих времен, я направился на поиски места, где смогут решить нетривиальную задачу: вернуть раритету былой лоск. Найти пару таких предприятий мне удалось, не прибегая к Всемирной паутине и существенно не отдаляясь от своего маршрута прогулки по центру города. К сожалению, даже несмотря на то, что в руках у меня был полноценный заказ в виде костюма, беседовать со мной сотрудники химчистки отказались. Но, судя по наполненности склада почищенной одежды, клиенты у них есть, а в прейскуранте присутствует даже доплата за срочность. Помимо этого, указаны глажка, подгонка длины, замена подкладки и пуговиц и прочие мелочи из смежных сфер, что говорит о том, что кроме основного занятия — чистки, здесь не прочь заработать и на сопутствующих услугах, отбирая хлеб у тех же ателье.

Итак, химчистка дорогого мне как память костюма вылилась в сумму около 1000 рублей. Но я все-таки решил свериться с интернетом: не прогадал ли в цене? Судя по предложениям одной популярной в России доски объявлений, прогадал. Мало того, что умельцы из Всемирной сети обещали сделать все в два раза дешевле, так они еще и предлагали целый спектр абсолютно не связанных с основным занятием услуг — от уборки квартиры до починки электроприборов. На самом деле, несмотря на заманчивые цены, обращаться в эту компанию я бы не стал. Понятно же, что каждый должен заниматься своим делом. Швея — шить, сапожник — тачать сапоги, а сотрудники химчистки именно химически чистить. А вот специалисты широкого профиля, умеющие практически все, как правило, ничего не умеют делать как следует.

Вывод прост: туляки готовы продлить жизнь любимых вещей. Кризис тому виной или сентиментальная привязанность — не суть важно. Главное, чтобы бизнес был готов удовлетворить наметившийся спрос и старался завлечь клиентов современной рекламой. А лучшим видом рекламы была, есть и будет приемлемая цена, что понимают, увы, не все бизнесмены.

Наши партнеры
Реклама