Авиатор
19 июля 2016 00:00
Автор: Дмитрий ОВЧИННИКОВ
В номере за 19 апреля этого года «Молодой коммунар» рассказал о нашем земляке, повторившем в годы Великой Отечественной войны подвиг летчика Николая Гастелло,— майоре авиации Иване Демидовиче Овсянникове. Автор предоставил нашей газете дополнительные сведения об Овсянникове, который, как выяснилось, вел подробные записи и даже профессионально занимался журналистикой.
Голубой океан
Иван Овсянников родился в 1908 году в деревне Бредихино Дубенского района. Осенью 1930 года его призвали в Красную армию. Отслужив, он поступил в Ейскую авиационную школу пилотов. По ее окончании был командиром звена Высшей
Затем была Москва. Овсянникова назначили инспектором Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова, а затем — инспектором Управления авиации Центрального совета Осоавиахима. Он участвовал в подготовке и проведении многих авиационных праздников в Тушино.
Летом 1935 года Иван Овсянников возглавил экспедицию опытных планеристов на Южный Урал. Во время одного из полетов ему пришлось вынужденно сесть на планере в недоступной горной местности. Взлететь без посторонней помощи, казалось, невозможно. Тогда он подтащил планер к обрыву, зацепил веревкой верхушку березы, стоявшей на склоне горы, наклонил ее и прикрепил к рычагу планера. И при помощи «березовой тяги» взлетел. Скорее всего, это был единственный в истории случай подобного взлета планера.
В августе 1936 года Овсянников руководил планерной экспедицией в Нижнее Поволжье, в район Сталинграда, где лично установил ряд всесоюзных рекордов. Вот как он сам описывал эти события: «22 августа кучевые облака позволили мне уйти в высотный полет. В 70 километрах от аэродрома, за Доном, встретил большую гряду кучевых облаков и вошел в них. Высота росла очень быстро. Подъемность планера достигала 11 метров в секунду. Машину сильно болтало. Капот планера покрыло льдом. Жесткая ледяная крупа до боли хлестала в лицо. Визуальное наблюдение вести было невозможно. Но вот постепенно болтанка стихла. Подъем планера прекратился. Высотомер моей машины показывал 4 650 метров».
Летом 1938 года в Туле во время XXX Всесоюзных соревнований планеристов, которыми руководил И. Овсянников, он прилетал в родную деревню Бредихино на спортивном самолете, рассказывал о развитии советской авиации, звал сельскую молодежь в аэроклубы.
Как опытный
Летом 1940 года Ивана Демидовича назначают начальником республиканского аэроклуба Литовской ССР. На аэродроме в Вильнюсе Овсянников частенько наведывался к соседям — военным летчикам. Потом Овсянникову разрешили самостоятельно летать на истребителе
На честном слове и на одном крыле
В первый день Великой Отечественной войны Иван Овсянников был назначен в Вильнюсе командиром отдельной авиационной эскадрильи, которую он сформировал из
В его записях находим: «Сейчас, друзья, не время грустить. Враг продолжает наседать. В пригороде Вильнюса уже появились немецкие автоматчики. Наши наземные части с боями отходят. Вспомните слова капитана Гастелло, сказанные им на митинге в первый день войны: „Что бы ни ждало нас впереди, все пройдем, все выдержим. Никакой буре нас не сломить, никакой силе не сдержать“. И когда настал час испытания, Гастелло не дрогнув направил свой горящий самолет в колонну вражеских машин. Летчик погиб смертью героя. Будем такими же, как он…».
На новом аэродроме в Белоруссии подразделение авиаторов, которым командовал Овсянников, продолжало выполнять боевые задания. Кроме обстрелов и бомбардировок войск противника, они доставляли окруженным частям Красной армии и партизанам оружие, боеприпасы, почту и медикаменты, а на обратном пути вывозили раненых.
Затем Иван Овсянников со своей отдельной эскадрильей защищал Москву на ее дальних подступах. В жарких схватках с врагом его эскадрилья потеряла больше половины самолетов, поэтому осенью 1941 года она была расформирована.
На Южном фронте летчик Овсянников назначается на должность командира звена самолетов
Осенью 1942 года авиаполк был выведен с фронта для овладения новой техникой —
В записях Овсянникова того периода рассказывается о том, как его самолет в ходе боя был серьезно поврежден зенитным снарядом и совершил вынужденную посадку на территории противника. К
«Вдруг у меня
* * *
8 апреля 1944 года у крымского поселка Тарханы И. Д. Овсянников совершил по примеру Николая Гастелло «огненный таран» — направил свою подбитую машину на скопление вражеской техники.
В связи с гибелью Ивана Овсянникова в авиаполку был большой траур. Летчики любили его и уважали.
В последующих боях за Крым летчики
Дмитрий Овчинников, кандидат педагогических наук.