Натворили
08 июля 2016 00:00
Автор: Олег БОНДАРЬ
Фото: Сергей ШМУНЬ
Сериалы и художественные фильмы в нашем городе снимали не раз. Теперь к этому списку прибавилась еще одна картина — анимационная. Над ее созданием трудились тульские школьники.
Точка, точка, запятая…
К назначенному времени у экспозиционного зала в
— Сегодня мы будем в основном снимать,— объявляет детям план занятий Анна.— Нам осталось снять титры, крупные планы стрельбы из лука и плач Мамая, а также переснять сцену с князем, над которой мы работали в прошлый раз — не в фокусе получилось…
Мультфильм о Куликовской битве по мотивам летописного «Сказания о Мамаевом побоище» — это совместный проект коллектива «Studio ANIMA» и музея «Тульские древности». В течение июня два раза в неделю проводились
— Основной костяк авторского состава составили
Плач Мамая
Даже тот, кто появился лишь на заключительном занятии, без дела не остался.
— Я посмотрел по телевизору передачу о том, как снимают мультфильмы, и меня это весьма заинтересовало,— говорит пятнадцатилетний школьник Дмитрий Качалов.— А уж когда с помощью интернета узнал об этих
Дмитрий получил задание нарисовать лицо Мамая для съемки крупного плана плачущего монгольского полководца после поражения в Куликовской битве. В качестве наглядных пособий юным художникам предлагалось обращать внимание на экспозицию выставочного зала музея, иллюстрирующую Куликовскую битву. Помимо самого изображения лица Мамая, вырезанного из бумаги по контуру, необходимо было подготовить и несколько накладных деталей к нему: различные варианты пластики рта, закрытые и открытые глаза, а также капли слез. Во время съемки анимационные фигурки и детали закрепляются на мультстанке с помощью крошечных кусочков пластилина. При помощи фотоаппарата делается снимок. Затем на макет накладывается следующая деталь — например, если глаза были открытыми, то на лице закрепляются уже закрытые. Подобную смену элементов повторяют несколько раз. В результате после монтажа всех кадров получается картинка моргающего Мамая. Подобным способом воссоздается и видеоряд речи героя одновременно с капаньем слез из глаз.
— Сценарий написан мной,— говорит Анна Карюхина.— Все предельно просто и понятно. Княгиня провожает князя Дмитрия Донского на бой. Сергий Радонежский благословляет князя. Собирается войско русичей и переправляется через Дон. Там наша дружина встречается с ордынским войском. Сперва происходит поединок Челубея и Пересвета, а затем и сама легендарная битва. Войско возвращается с победой в город.
Мультипликация — дело тонкое
Какие именно сцены на каких занятиях будут сниматься, Анна распределила заранее. Продумала также основные действия, которые необходимо воссоздать. Но творческий процесс потому и называется творческим, что в нем многое непредсказуемо. Во время моделирования сцены возвращения князя в город, по задумке, княгиня должна была встречать войско, просто выглядывая из окна.
При создании рисунков для фильма использовались карандаши с блеклыми оттенками. Яркие тона исключались. По мнению наставника, это помогло выдержать стиль книжных иллюстраций былинных сказаний.
Продолжительность картины — полторы минуты.
— Мультипликация — это очень долгий процесс,— поясняет Анна Карюхина.— Чтобы получить большой хронометраж, нужно снять много промежуточных кадров. На это требуется немало времени, а дети в силу своего возраста достаточно непоседливы. Мы избежали подробной мультипликации с микроизменениями в кадре. Именно поэтому все физические действия в нашем мультике получились рваными, лишенными плавной пластики. Но чтобы объяснить детям сам принцип создания анимации, этого оказалось достаточно. К тому же в подобной угловатости есть своя прелесть.
По словам руководителя съемок, не исключено, что мультфильм может стать участником одного из детских анимационных фестивалей, которые регулярно проводятся в стране. А в самое ближайшее время можно ожидать появления ленты на youtube.