Суббота 19 сентября

Епифанские шлюзы восстановят?

Назад

11 Марта 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Сергей ТИМОФЕЕВ

Фото: пресс-служба музея-заповедника «Куликово поле»

Артефакт петровской эпохи планируется воссоздать и передать в состав объектов Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле».

Ивановский канал, пролегавший преимущественно по территории современной Тульской области, был одним из самых крупных гидротехнических сооружений в России XVIII века. Лично задуманная и воплощенная в жизнь мысль Петра Великого соединить Дон и Волгу через Оку, Упу, Шат и Иван-Озеро в настоящее время практически забыта. А тогда на сооружении канальной системы одновременно трудились до 20 тысяч «работных людей и пленных шведов».

На участках Упы, Шата и верховьев Дона общей протяженностью 200 километров сооружались земляные валы, изменялось русло, вырубались деревья — следы этих преобразований видны и по сей день. Поэтому Ивановская водная система со знаменитыми епифанскими шлюзами, описанными в одноименной повести Андрея Платонова,— безусловно, одна из достопримечательностей тульского края.

В 2015 году исследователям Ивановского канала улыбнулась удача: в Российском государственном архиве древних актов удалось обнаружить план Люторической волости Епифанского уезда 1768 года, на котором были изображены шлюзы и рукотворный канал, вырытый от Шата к Иван-Озеру, и далее вниз по Дону. В результате совместной экспедиции музея-заповедника «Куликово поле» и Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН удалось сделать ряд важных открытий и зафиксировать остатки четырех шлюзов. О результатах этих и других исследований рассказал доктор исторических наук, профессор Игорь Юркин на лекции в музее «Тульские древности».

Также он сообщил о планах музея-заповедника «Куликово поле» восстановить один или несколько епифанских шлюзов около поселка Епифань или села Монастырщино. Если их удастся воплотить, то в регионе появятся новые необычные музейные объекты под открытым небом.

Игорь Николаевич считает необходимым воссоздать не только шлюзы, но и деревянный петровский домик-дворец, подробное описание которого сохранилось. Кроме того, необычным туристическим объектом мог бы стать восстановленный участок дороги Москва — Воронеж образца 1703 года — это было фактически первое в России шоссе европейского типа.

Инициативы Юркина активно обсуждаются научным сообществом. Тем более что на фоне строительства нового музейного комплекса на Куликовом поле затраты на создание названных туристических объектов кажутся не такими уж значительными. А потому могут быть реализованы в ближайшие годы, тем более что впереди у нас три больших юбилея: 310 лет с момента первой и единственной проводки судов по Ивановскому каналу (2017 год); 325 лет Российскому флоту (2021 год); 350 лет со дня рождения Петра Великого (2025 год).

Корреспондент «Молодого коммунара» обратился в администрацию музея-заповедника «Куликово поле», чтобы узнать, насколько реально воплощение идеи Юркина.

— Воссоздание исторических объектов Куликова поля, в том числе и епифанских шлюзов, нами рассматривается пока на уровне концептуальных разработок,— подчеркивает кандидат исторических наук, заместитель директора музейного комплекса Андрей Наумов.— В дальнейшем такие идеи вполне могут быть реализованы, мы их приветствуем. Но сейчас для нас более важным является публикация исследований об Ивановском канале и постановка сохранившихся объектов — тех же шлюзов — на охрану как памятников истории. К сожалению, до сих пор остатки Ивановского канала и шлюзов не имеют соответствующего статуса…

Исследования старого и нового русла реки Дон прибавляют надежды на то, что одну из самых известных водных артерий европейской части России приведут наконец-то в подобающий вид. Сегодня верховья реки в районе Новомосковска и Донского — это мутный зловонный поток, рядом с которым даже дышать невозможно. Ручьи и мелкие речки, впадающие со стороны Новомосковска, Бобрик-Горы и Северо-Задонска, имеют странный цвет — местами молочный, местами ярко-оранжевый — и напоминают канализационные стоки.

Наши партнеры
Реклама