Воскресенье 20 сентября

Невеселый молочник

Назад

11 Марта 2016 00:00

 0
Общество

Автор: Андрей ПАНИН

Фото: carikatura.ru

Старый анекдот про наше сельское хозяйство. На выставке скота спрашивают у животновода — хозяина упитанной буренки:

— А может ваша корова давать не 10, а 20 литров молока?

— Может.

— А 30?

— Тоже может. Но только это не молоко будет, а вода…

Так и наши сегодняшние реалии: если выполнять все требования контролирующих структур, то молоко будет стоить как французский коньяк. И сдержать цены на «молочку» можно, только ухудшив его качество.

Производители молока на днях заявили, что из-за приказа Минсельхоза, обязывающего их оформлять ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) на питьевое молоко в пакетах, отрасли грозит коллапс. У тех, кто издал приказ, своя правда: зато молочного фальсификата будет меньше.

Участники рынка утверждают, что отрасль не готова к выполнению этого требования с 1 марта 2016 года, производство и отгрузка молока в магазины вообще могут остановиться по всей стране. Если же приказ все-таки выполнять, то, по оценкам производителей, отпускные цены на молоко могут возрасти до 10%.

Национальный союз производителей молока «Союзмолоко» (в него входят Danone и PepsiCo — крупнейшие производители) обратился к правительству с просьбой отозвать приказ Минсельхоза, обязывающий производителей оформлять ВСД на питьевое пакетированное молоко с 1 марта 2016 в бумажном виде. Участники рынка говорят, что ВСД на этот вид продукции должны оформляться с 1 января 2018 года, и только в электронном виде. А сейчас производителям, чтобы выполнить требования, придется нести затраты на изменение бизнес-процессов, увеличение штатов и пр. Это отразится на ценах на «молочку». Кстати, продажа продукции без ВСД влечет за собой штраф в размере до 1 млн рублей и конфискацию продукции.

У властей — свое видение ситуации. Введение ветеринарного сертифицирования молока невыгодно только производителям недоброкачественной продукции — об этом заявил РИА «Новости» помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко.

Обязательная электронная ветеринарная сертификация готовой продукции, в том числе и молочной, вводится не с 1 марта 2016 года, а с 1 января 2018 года, уточнила в среду пресс-служба Минсельхоза. В министерстве пояснили, что до 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, кроме подконтрольных товаров, отмеченных в перечне сноской, производится на бумажном носителе или в электронной форме по желанию собственника. Сноской в перечне отмечена молочная продукция, включая сыры и творог. Таким образом, ее электронная ветсертификация вводится только с 1 января 2018 года. Бумажная сертификация такой продукции не предусмотрена.

В среду же президент Владимир Путин (его цитирует «Интерфакс») поставил перед министром сельского хозяйства Александром Ткачевым задачу обеспечить переход к электронному сертифицированию молока без роста цен на этот продукт: «Важно, чтобы все эти новации были минимально забюрокрачены и чтобы не создавали дополнительную существенную нагрузку для товаропроизводителей, которые в конечном итоге неизбежно будут отражаться на цене продукта».

Путин попросил Ткачева прокомментировать высказываемые молочниками озабоченности. Глава Минсельхоза доложил, что в настоящее время происходит переход к электронной сертификации этого продукта, что соответствует общемировой практике. «Мы отслеживаем ситуацию, понимаем угрозы и постараемся сделать так, что все будет в порядке»,— заявил Ткачев.

— Резоны, конечно, здравые: контроль за составом молока,— комментирует генеральный директор ЗАО «Заря» (Киреевский район) Александр Попов.— Ветеринарный сертификат объективно покажет, использовалось при производстве пальмовое масло или другие заменители молочных жиров или же молоко натуральное. Но если у сельхозпредприятия — доброе имя и ветеринары признают стадо здоровым, то зачем проверять еще и продукт? Ветеринарные услуги обходятся недешево, и это отражается на цене конечного продукта — молока, оно дорожает. Что не есть хорошо ни для производителя, ни для потребителя…

В общем, все традиционно: замыслы благие, но во что они выльются — пока не знает никто. Как известно, у нас все хорошие законы нивелируются нехорошим исполнением…

Наши партнеры
Реклама