На голубятню – или жениться
16 апреля 2024 05:14
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Тульский ТЮЗ
В Тульском областном театре юного зрителя состоялась премьера легендарной комедии Дениса Фонвизина «Недоросль».
В XVIII веке недорослями называли молодых, не достигших совершеннолетия дворян, которые не получили свидетельство об образовании и
Комедия «Недоросль» входит в школьный канон. Если не полностью, то фрагментами ее все
Сделать из памятника живое действо — непростая задача.
—
Единственно возможный метод в постановке классики из школьной программы — постараться забыть о критических оценках, превратившихся в клише и работать с пьесой так, как будто она была написана вчера.
— Конечно, нашим актерам было непросто осваивать язык XVIII века, но мы старались максимально сохранить оригинальный текст — адаптировали только в некоторых местах, где встречались слова, которые сегодня мало кто понимает,— говорит Владимир Шинкарёв.— А еще мы решили отказаться от традиционного деления персонажей на положительных и отрицательных. Я «зацепился» за повторяющуюся реплику Митрофанушки
В тюзовской версии «Недоросля» действительно нет строгого деления на положительных и отрицательных героев. Митрофанушка (Артём Козенков) — обычный парень, которого все достали. Матушка, госпожа Простакова (Ярославна Прилепская) — своей слепой любовью и навязчивой заботой; учителя — отставной сержант Цыфиркин (Вадим Григер), семинарист Кутейкин (Юрий Велин) и Вральман (Данила Талолин) — равнодушием и бездарностью. От такого обучения — действительно только на голубятню или жениться.
Скотинин (Арсений Спирин) — в
В спектакле есть и романтические герои — влюбленные Софья (Варвара Шестова) и Милон (Андрей Мельников). Красивые, юные, страстные…
«Недоросль» в постановке ТЮЗа — это прежде всего комедия. С элементами сатиры и гротеска, с лирической линией, при этом легкая, динамичная и очень смешная.
И немного игрушечная — декорации с домом Простаковых и голубятней Митрофанушки
ТЮЗовский «Недоросль» получился живым и эмоциональным — и это дает основания надеяться, что современные подростки, посмотрев спектакль, задумаются о своих отношениях с родителями, о своем месте в жизни. И о том, что надо сделать, чтобы не стать вечными «недорослями» — в фонвизинском смысле этого слова.