Из тени — шагом марш!

Назад

09 ноября 2018 00:00

 0
Общество

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: соцсети

Власть предпринимает очередную попытку легализовать доходы самозанятых граждан — репетиторов, нянь, парикмахеров на дому, частных кондитеров… «Молодой коммунар» узнал, как относятся к новой инициативе государства сами самозанятые.

Капля в море

25 октября Госдума приняла в первом чтении новый закон о самозанятых, в соответствии с которым эта категория трудящихся будет платить 4% от своих доходов — так называемый налог на профессиональный доход, а иначе их ждут штрафы. Обещана простая регистрация, удобные и понятные правила игры, выбраны пилотные регионы для обкатки новой системы налогообложения. Но поспешат ли самозанятые граждане, которых, по оценкам Общественной палаты и других экспертно — аналитических агентств, в стране почти 22 млн человек, регистрироваться?

— Пока что люди не понимают, зачем это нужно,— считает доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и менеджмента ТулГУ Вера Левина.— У самозанятых по сути нет правового поля и необходимых механизмов, чтобы заявить о себе и работать легально. При этом, как законопослушные граждане, мы понимаем, что платить налоги правильнее, чем их не платить…

Официально в России, по справке Федеральной налоговой службы, в качестве самозанятых в июне этого года были зарегистрированы 1529 человек. Минэкономразвития ведёт свою статистику, и, по предварительным данным, самозанятыми можно назвать 2,3 млн граждан. Но экономисты предупреждают: нужно разделять самозанятых и теневую занятость, масштаб которой огромен. Зарплаты в конвертах, уход от налогов, криминальные деньги…

— Налог, который предполагается собирать, в бюджете — капля в море,— продолжает В. Левина.— Но происхождение самой идеи понятно: сектор самостоятельной занятости растёт, и очевидно, что государство увидело в нём новый способ привлечения доходов в казну. Стоит ли игра свеч, пока — большой вопрос. Потому что выявить такую категорию граждан — не очень просто, и трудозатраты могут быть несопоставимы с размером штрафа или привлечённого налога…

Хэндмейд бумаги не просит

Схватить самозанятого гражданина за руку можно, лишь совершив у него контрольную закупку, объясняет маркетолог Лана Леонова. Женщина увлекается хэндмейдом, не раз участвовала в тульских ярмарках самодельной продукции и услуг, и ни разу ни у неё, ни у её коллег никто не потребовал разрешений на занятия предпринимательской деятельностью.

— Когда организуют ярмарку, главная задача — собрать мастеров. Часто такие ярмарки проходят в торговых центрах города, особенно накануне праздников. В День города на новой набережной Тулы было много хэндмейдеров — и все спокойно работали. Есть одно исключение — тульские парки. Чтобы получить там место на любом мероприятии, обязательно нужно быть зарегистрированным, иметь ИП,— рассказывает Лана.

По словам маркетолога, в сфере хэндмейда все работают примерно одинаково: создают сайт в интернете или страницу в социальных сетях — и начинают продвижение:

— При этом, что бы вы ни написали и что бы ни предложили, сделка считается совершённой, лишь когда вы получили деньги за определённый товар или услугу. То есть налоговые органы должны взять вас с поличным: увидеть получение средств на карте и доказать, что они пришли именно от клиента. Только в этом случае возможно разбирательство. Пока о таком в Тульской области я не слышала, хотя из других регионов предупреждают, и начинающим мастерам я рассказываю о возможных последствиях…

Нужно или нет регистрироваться мастеру домашних поделок — вопрос открытый. С одной стороны, чтобы работать спокойно, это можно сделать. С другой, если доход непостоянный и небольшой, вряд ли нужно. Лана Леонова советует думать о регистрации собственного микробизнеса, когда сумма постоянного дохода переваливает за 30 тыс. руб. в месяц.

При этом эксперт уверена, что если появится простой способ легализоваться, например в приложении на смартфоне, используя учётную запись на портале госуслуг, как об этом сейчас говорят, то многие на это пойдут. Пока же процесс оформления представляется сложным и непонятным, а оттого — ненужным.

Репетитор по секрету

Один из самых закрытых видов бизнеса — репетиторство. Частные педагоги предпочитают не предавать свои имена огласке не только из — за возможных проблем с налоговыми органами, но и потому, что эту работу не одобряет их руководство.

— Репетиторством в нашей школе занимаются буквально все: кто-то после уроков в своём классе ведёт дополнительные занятия, кто-то дома и без огласки, а есть учителя, которые уходят на полставки или даже вообще увольняются из школы, чтобы полностью заниматься частной практикой — и денег больше, и спокойнее,— рассказывает учитель одной из тульских школ Ирина Викторовна П.

Учитель уверена, что никакой, даже самый удобный и привлекательный способ платить налоги, не заставит частных педагогов рассекретиться.

— Даже в тех школах, где директора не запрещают вести частные уроки, они просят делать это без огласки, не размещая объявления со своими фотографиями и данными в интернете. Хотя это и не требуется: хорошего учителя все и так знают и передают «из рук в руки». На сайтах объявлений подработку ищут либо студенты, либо молодые преподаватели, либо те, кто не работает ни в школах, ни в университетах, и для них такой проблемы нет,— продолжает школьный учитель.

Впрочем, автору этих строк удалось найти в Туле и полностью легального репетитора — с открытым по всем правилам ИП. Как оказалось, это целая небольшая фирма, где педагоги работают официально. И успешно, несмотря ни на что.

А как у других?

— Я не знаю, как проверяют учителей на профпригодность и соответствие качества цене их услуг, но если я решу зарегистрироваться, то наверняка придётся проходить массу проверок, получать санкнижку, ещё что-то там, ведь я работаю с продуктами питания,— частный мастер Анна Колова занимается изготовлением тортов на заказ.— Работа у меня нерегулярная: я могу сделать один тортик в неделю, а бывает по пять и больше заказов. Причём прибыль небольшая: из-за высокой себестоимости и серьёзных трудозатрат. При этом сейчас в нашей сфере большая конкуренция…

Хочется добавить: и зона риска здесь не маленькая. Если потребителя траванут в конкретной кондитерской — неприятностей владелец не оберется. И пострадавший получит все причитающиеся компенсационные выплаты. А если это сделает добрый частник, не вылезающий из тени? Можно сколько угодно наводить лоск на кухне, заботиться о здоровье и гигиене. Но есть же еще и исходное сырье — например, те же яйца, не говоря о масле, молоке, сметане и прочих компонентах вкусной выпечки. Поставщик всего этого скоропортящегося изобилия иной раз может и подвести, не так ли?

Профессиональный стилист Анастасия Соустова хоть и занимается частной практикой, имеет собственный салон красоты. Её бизнес давно абсолютно легален.

— Я никогда не работала на дому, но знаю, что таких мастеров сейчас очень много,— комментирует она.— Клиент сам выбирает, куда ему идти. Зачастую люди считают, что работа частного мастера стоит дешевле — далеко не всегда это так, не говоря уже о качестве. Людей, которые занимаются частной практикой, тоже можно понять — нередко это мамочки в декрете. Ловить и заставлять их регистрироваться — бесполезное занятие. Профессиональные салоны от этого точно никак не выиграют…

Хочется добавить: а в некоторых случаях и проиграют. Сколько в Туле парикмахерских или салонов, кресла в которых сдаются в аренду тем же самозанятым? Может, и немного, но такие есть. Владелец получает плату за место и за коммунальные услуги, но налогов и взносов в небюджетные фонды такие арендаторы не платят. А услуги их чаще всего не дешевле, чем у мастеров, работающих по трудовому договору или на основании патента.

Что делать с самозанятыми — вопрос не праздный. Практика последних масштабных и не очень преобразований подсказывает, что для начала вопрос нуждается в изучении, а новации следуют потом. Очевидно, пожалуй, одно: есть группы населения, которые в любом случае налогом облагать не стоит. Речь о пенсионерах, инвалидах, беременных и кормящих мамочках и, может быть, о студентах. Не от лёгкой жизни они идут в кустари.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных