Он просто любил людей

Назад

05 октября 2018 00:00

 0
Память

Фото: предоставлено пресс-служой АО «АК „Туламашзавод“.

Коллектив АО «АК „Туламашзавод“ простился с Леонидом Фроловичем Боярниковым, много лет возглавлявшим одну из самых сильных в отрасли и в регионе профсоюзную организацию предприятия.

— Трудовая судьба Леонида Фроловича без малого 60 лет была связана с Туламашзаводом,— говорит генеральный директор АО «АК „Туламашзавод“ Е. А. ДРОНОВ.— Завод был его жизнью — трудовой, наполненной интересными событиями, ответственностью перед заводским коллективом и заботой о людях. Около 30 лет Леонид Фролович возглавлял проф-союзный комитет предприятия, честно отстаивал интересы человека труда, стоял на защите его социальных прав. Леонид Фролович был человеком принципиальным, глубоко порядочным, знающим, что больше всего волнует людей, и стремящимся им помочь. Он умел их слушать и слышать, конструктивно работал с руководством АО «АК „Туламашзавод“ по решению вопросов организации труда, совершенствованию социальной политики.

Большой души человек был Леонид Фролович Боярников, отдававший себя без остатка родному коллективу, любимому делу. Таким он и останется в нашей памяти. Настоящим! …

…Боярников родился и вырос на Урале. Его отец Фрол Семенович был председателем колхоза им. Куйбышева в Ирбитском районе, мама занималась домашними делами — благо их всегда было много. Военные и послевоенные годы, на которые пришлось детство Боярникова-младшего, легкими не назовешь — с тяжелым крестьянским трудом парню пришлось познакомиться рано. Может быть, поэтому специальность для себя он выбрал сугубо городскую — поступил в мотоциклетный техникум, находящийся в Ирбите, а возможно, свою роль сыграла близость к отчему дому. Учился легко и с удовольствием, успевал прекрасно, да еще и общественной работой занимался активно.

Об успехах в науках лучше всего свидетельствуют факты. Когда в середине пятидесятых годов на Туламашзаводе организовывалось мотопроизводство, предприятие столкнулось с нешуточной проблемой — не было в Туле и окрестностях нужных для нового дела специалистов. И учебных заведений, которые их готовили бы, поблизости тоже не нашлось. Тогда Лев Сергеевич Мочалин, туляк-фронтовик, работавший начальником отдела технического контроля завода, а позже ставший его главным инженером, а потом и заместителем министра оборонной промышленности СССР, отправился за кадрами в Ирбит.

— Надо сказать, в Ирбите к туламашзаводовской проблеме отнеслись внимательно,— вспоминает преемник Л. С. Мочалина на посту главного инженера Туламашзавода Евгений Николаевич ЩЕРБАКОВ.— Даже предложили выбирать сотрудников из лучших выпускников. Так в числе девяти выбранных парней и девушек в Тулу приехал Леонид Боярников. Он работал в конструкторском отделе, курировал самый сложный узел — двигатель. Руководство отмечало точность, грамотность его конструкторских решений — не на уровне техника, а настоящих, инженерных…

Да, можно считать, Боярников стоял у истоков производства мотороллеров. Как и любое новое дело, оно ладилось не сразу. Неизбежные конфликты, размолвки между конструкторами и технологами Боярникова словно бы и не касались — он смолоду умел находить общий язык с самыми разными людьми, никогда не жалел времени на то, чтобы убедить потенциального оппонента, разъяснить ему свою позицию. Со стороны кажется, что это легко, но ведь работа с людьми самая тяжелая, самая напряженная. У молодого конструктора это хорошо получалось. Может быть, еще и потому, что специалистом он был грамотным, человеком ответственным и исключительно трудолюбивым — заводчан ведь не обманешь, трудовой народ на пустословие не ведется.

В 1957 году молодого специалиста призвали в ряды Советской армии. Отслужив три года, он вернулся на завод, успевший стать родным, в город, с которым навсегда, крепко-накрепко связала его судьба. Высшее образование и диплом инженера-механика он получил в Тульском политехническом институте без отрыва от основной работы. Уверенно продвигался по служебной лестнице, не забывая, впрочем, о своем втором призвании — общественной работе.

Сначала, конечно, молодой специалист возглавлял комсомольскую организацию отдела.

— Знаете, у ВЛКСМ тогда задачи были широчайшие — субботники проводили, спортивные соревнования организовывали, в подшефный детский дом в Венев ездили,— рассказывает об общей комсомольской юности нынешний председатель совета ветеранов АО «АК „Туламашзавод“ Александр Александрович ПРИХОЖИЙ.

Комсомольский возраст проходит, а наработанная практика остается. И авторитет заслуженный, он ведь тоже не у каждого есть.

— Когда Леонид Фролович возглавил профсоюзную организацию ОГК-мото, мы наконец узнали, что такое профсоюз, почувствовали, что у нас есть свой представитель в общезаводском профкоме,— продолжает Е. Н. Щербаков.— Я к тому времени уже возглавлял конструкторский отдел. И вот как-то приходит ко мне Леонид и прямо так говорит: «Не знаю, какой я там конструктор, а вот к общественной работе у меня точно предрасположенность есть. Нравится мне это дело. Думаю, и дальше буду заниматься профсоюзной работой». Я, надо сказать, немного удивился, но всё прояснилось, когда со мной побеседовали в профкоме Туламашзавода и попросили «отпустить Боярникова». Ну как же я мог его удерживать?

Так Леонид Фролович на общезаводской профсоюзной конференции был избран в состав профкома предприятия и стал заместителем его председателя. Отвечал за социалистическое соревнование. А это было не так уж и просто. Конечно, можно было отнестись к делу формально, ограничившись бумажными рапортами. Но в рабочей среде фальшь чувствуют остро и на уважение тут рассчитывать никак не приходится. Боярников всегда был человеком дела. Тем более что в профсоюзе тоже работы хватало: у завода своя турбаза, свой лагерь, спортивная база, ДК. Всё это — в том числе забота профсоюза.

— В семидесятых организовывали систему наставничества, так у Боярникова все четверо заводских Героев Социалистического Труда — К. В. Макаричева, П. М Чусов, Н. П. Евтеев, Н. П. Гришин — были наставниками,— особо отмечает лидерские качества Леонида Фроловича А. А. Прихожий.— А это все люди очень уважаемые, они бы круговоротом бумаг в природе заниматься точно не стали. Как и кавалер ордена Ленина Н. С. Бербасов — очень серьезный был товарищ, тоже наставник. И вот эти авторитетные даже не просто на заводе, а в городе, в отрасли люди занимались с новичками всерьез, передавали им мастерство, показывали, как сами работают, к ученикам своим на рабочее место приходили, чтобы оценить, как те усваивают полученные знания и перенимают опыт. Так множество замечательных специалистов, настоящих мастеров воспитали, тех, кто сегодня олицетворяет собой трудовую славу предприятия.

Комсомольско-молодежную бригаду первую тоже при участии Боряникова организовывали. А какая у нас была самодеятельность! После ежегодного смотра итоговый концерт по три дня шел, практически в двадцати цехах хоры были…

Профсоюзный комитет Туламашзавода Л. Ф. Боярников возглавил в тяжелейшем 1989 году. Тогда уже было ясно, что жизнь меняется, и меняется круто. Может быть, трудно было предвидеть со стороны разрушительные последствия горбачевской конверсии и грабительских реформ девяностых годов. Но на заводе было всё более или менее ясно. Надо было не просто привыкать жить по средствам, но как-то эти средства зарабатывать в необходимом количестве, не особо надеясь на государство. Людям по всей России тогда пришлось очень трудно. Тула перенесла перемены особенно болезненно, наиболее негативно они отразились на ситуации в оборонно-промышленном комплексе. И людям, приходящим в профсоюзный комитет за помощью и поддержкой, бывало, приходилось и отказывать — не потому, что исполнить их просьбы не хотели, а потому, что у завода, огромного мощного предприятия, увы, не было такой возможности.

Даже в самые трудные времена Л. Ф. Боярников от людей в кабинете не прятался. Он всегда был в гуще событий, рядом с теми, кто его выбирал, кто голосовал за него на профсоюзных конференциях. И на все вопросы отвечал прямо и честно, не хитрил, не лукавил — просто объяснял положение дел на тот момент. То есть всегда был открыт для людей и понятен им. 

Евгения Константиновна ОРЕХОВА начинала свой трудовой путь сразу после окончания института примерно в то же время, что и Л. Ф. Боярников. Так получилось, что оба возглавляли комсомольские первички: он — в отделе главного конструктора, она — в отделе главного технолога. Проводили совместные вылазки на природу, субботники, праздничные вечера, вошедшие в моду в начале шестидесятых КВНы. А потом оба практически одновременно возглавили цехкомы профсоюза.

— С ним всегда было легко и приятно работать,— вспоминает коллега Леонида Фроловича.— Он всегда безупречно выглядел, разговаривал в любых ситуациях исключительно вежливо и всегда был готов понять собеседника. Когда Боярников стал заниматься профсоюзной работой, никто даже и не удивился — настолько точно он всегда находил общий язык с самыми разными людьми. Вокруг него всегда был народ, общие темы для обсуждения находились и с рабочими, и с руководителями, и с молодым пополнением. У ветеранов отношение к Леониду Фроловичу было вообще особым: общая молодость, открытость к общению, постоянная готовность выручить, помочь, поддержать — люди старшего поколения это высоко ценят. Он был для всех нас своим, родным и близким. Наверное, потому, что всегда просто любил людей.

Руководство и трудовой коллектив АО «АК „Туламашзавод“ приносят искренние соболезнования родным и близким Леонида Фроловича Боярникова. Светлая память о нем надолго сохранится в сердцах всех, кто его знал.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных