Воскресенье 28 апреля
Связаться с редакцией

А вместе все мы — русские

Назад

31 августа 2018 00:00

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра Колесника и из архива Максима Хланты.

Преподаватель ТулГУ Максим Хланта представитель редкого славянского этноса — русинов. Историю своей семьи и своего народа он начал изучать еще в старших классах православной классической гимназии. 

Есть такой народ!

 — Нельзя забывать, кто ты есть, забывать своих предков, свое родство,— убежден Максим Хланта.

Он учился на кафедре теологии ТулГУ, получил второе образование (бакалавриат и магистратура по юридическому профилю), в этом году окончил аспирантуру как историк. В настоящее время работает над диссертацией по истории церковных реформ в Тульской губернии в 1860–1870-е годы. В университете преподает на кафедре государственного и административного права: ведет правовые дисциплины и спецкурс «Государственное законодательство о религии» для студентов кафедры теологии.

Интерес к проблеме «русинства» у Максима возник в процессе изучения истории предков: генеалогическое древо своей семьи он составил в студенческие годы, принимал участие в нескольких областных генеалогических выставках, публиковался в «Альбоме родословий Тульской епархии. История и современность», организовал несколько выставок в Крапивенском музее, посвященных его деду, который был настоятелем в Свято-Никольском храме Крапивны более 30 лет. В 2018 году вместе с коллегами из Словакии опубликовал в двух журналах статьи о карпатских русинах на словацком языке…

Русины — потомки нескольких древних восточнославянских племен, обосновавшихся в Закарпатье еще в VI веке нашей эры. Судьба русинов складывалась драматически: у них никогда не было своего государства, они веками вынуждены были бороться за сохранение своей национальной идентичности. С VI века земли русинов были во власти аваров, в VII веке оказались под влиянием первого западнославянского государства — Великой Моравии. С 903 года началось венгерское, а затем австрийское владычество, которое продолжалось больше тысячи лет — до окончания Первой мировой войны. Сегодня в России — в Москве и Ростове-на-Дону — существует несколько русинских организаций, их цель — поддержка соотечественников на территории РФ, сохранение культурной идентичности и развитие национального самосознания.

— В советское время было не принято говорить о таком народе, как русины. После присоединения Закарпатья к УССР в 1945 году всех стали записывать украинцами,— рассказывает Максим. — Возник исторический казус, когда русины в Словакии, Венгрии и Польше были признаны отдельным народом, а на постсоветском пространстве такого не произошло. Современная Украина и сегодня не спешит признать русинов отдельным народом, считая их всего лишь субэтносом народа украинского.

Мои бабушки и дедушки учились в русинских школах Чехословакии еще до Второй мировой войны, при этом они всегда называли себя «закарпатцами». И никто из них не отделял историю русинов от истории великоросского народа от Карпат до Камчатки. Это чувство единства — в крови у представителей старшего поколения и у молодежи…

«Файта» — значит семья

Дедушка и бабушка Максима приехали в Тульскую область в 1957 году из Закарпатской области УССР. Дед — Серафим Петрович Хланта — был рукоположен в сан священника и служил в Иоанно-Предтеченском храме в Веневе, через год его назначили настоятелем храма св. Александра Римского в селе Ченцово Заокского района. С 1959 по 1964 год о. Серафим был настоятелем Свято-Никольского храма села Венев-Монастырь, с 1964 по 1994 год, последние тридцать лет жизни,— настоятелем Свято-Никольского храма в Крапивне. Его верной помощницей все эти годы была Ксения Ивановна — бабушка Максима.

— Я бываю в Крапивне по выходным: навещаю родных и помогаю на службе в храме нынешнему настоятелю — сослужу, пою и читаю,— говорит Максим. — Вообще первым из нашей семьи в Тульскую область в 1950-е годы был назначен служить брат бабушки — о. Никон (Коневший). Сейчас отцу Никону 90 лет, он наместник Свято-Введенской Макариевской Жабынской пустыни. Вслед за ним потянулись из Закарпатья его друзья детства, среди которых был мой дед и двоюродный брат деда, отец Михаил Хланта. Дело в том, что в центральных областях нашей страны в 50–60-е годы не хватало священнослужителей, а на западных окраинах государства было много верующих молодых людей, желавших служить церкви, однако после хрущевских гонений найти место для служения у себя на родине они не могли…

Максим рассказывает о происхождении своей фамилии: впервые она упоминается в конце XVII — начале XVIII века на территории, которая именовалась «лемковщиной» — сейчас это граница Украины, Словакии и Польши. Латиницей писалась как «Hlanda». В «Этимологическом словаре закарпатских фамилий» под авторством П. Чукчи указано, что слово «хлань» означает «бездна» или «пропасть»…

— В Тульской области постоянно проживает несколько русинских семей — в основном это наши родственники и хорошие друзья-земляки. Также наши родные и близкие несут свое служение, живут и работают в Калужской, Костромской, Ярославской областях. Чтобы правильно описать эту широкую цепь семей, нужно употребить русинское слово «файта», которое в Закарпатье означает «родня, семья, клан»…

Красота и сложность

Современные русины — потомки «бокарашей»: сплавщиков плотов, гуцулов-лесорубов и храбрых пастухов с Карпатских гор. Их характер ковался веками — это очень трудолюбивые, глубоко верующие, добрые и открытые люди, уважающие традиции своего народа.

— Я никогда не разделял понятия «русин» и «русский»,— признаётся Максим. — И очень горд, что мои предки — представители западной и восточной ветвей единого народа…

Живя в России, осознаёшь, насколько богата ее культура — ведь здесь собраны традиции и Азии, и Европы. В этом и красота, и сложность. Гармония во взаимоотношениях между разными народами, межконфессиональная политика государства, соработничество с церковью и всеми религиозными организациями — вот что, на мой взгляд, должно объединять разных людей. Нужно быть заботливым хозяином своей земли, начинать наводить порядок прежде всего у себя дома, в своем дворе. Нужно быть и гостеприимным хозяином, радостно встречающим других людей. А вот если ты гость — уважать культуру и традиции этой страны…

Среди особенно дорогих и памятных для Максима вещей — украшенные традиционным закарпатским узором пояса, которые его бабушка вышивала для деда. Точно такой же узор заботливые русинские жены вышивали на одежде своих тружеников-мужей триста лет назад…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных