Когда лестница лучше лифта
03 августа 2018 00:00
Автор: Тамара ГОЛОВИНА
Фото: Александра КОЛЕСНИКА, из архива «Молодого коммунара» и из соцсетей
Одними из самых уважаемых специалистов в нашей стране всегда считаются железнодорожники. Сеть железных дорог сравнивают с кровеносной системой России, экономическая значимость которой огромна, а масштабность грузовых и пассажирских перевозок в разы опережает возможности любых других видов транспорта. Важность железнодорожной сети диктует жесточайшие требования к безопасности движения, которую обязана обеспечить безупречная трудовая дисциплина в сочетании с внедрением передовых технологий. Они нацелены на современные скорости, комфорт, высокую культуру предоставления услуг…
— Часто желающие усилить акценты в описании высокой ответственности
100 и 7000
Александр Федорович рассказывает об особых подходах к подготовке
Узловая, пожалуй, самый железнодорожный город в Тульском регионе. В его локомотивном депо получили путевку в жизнь многие специалисты, а некоторые смогли сделать блестящую карьеру в отрасли. Ссузы готовят машинистов локомотивов, специалистов — механиков автоматики и систем блокировки, путейцев и даже экономистов, востребованных в системе РЖД.
— Ежегодно на железную дорогу в Тульском регионе приходят около 100 молодых специалистов, идет обновление коллектива, в котором работают порядка 7000 человек,— говорит А. Потапенко.
— Это стихийный процесс или вы принимаете участие в его регулировании?
— Многих выпускников мы оцениваем во время учебных практик, которые студенты проходят в подразделениях железной дороги, а также по ответам на выпускных экзаменах: в составе комиссий есть наши специалисты. А еще — по участию сафоновцев в
— А как работает система наставничества?
— Продуктивно. В зависимости от профессии молодые специалисты проходят стажировку, которая может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев. Наиболее долго нужно нарабатывать навыки машиниста, и тут знания, рабочие приемы водителей поездов с большим опытом очень нужны начинающим специалистам. Наставничество — та опора, которая позволяет встать на ноги начинающим свой путь в профессию. Наставники служат примером и в профессии, и в желании расти квалификационно и по службе.
Кстати… Если уж говорить о подборе кадров со школьной скамьи, о билете в будущее, то следует вспомнить о детской железной дороге. Детвора из Тулы, Новомосковска, Узловой, Донского вначале в игровой форме, а затем и всерьез охотно осваивает науку в управлении поездом. С 1 сентября ребята изучают теорию, а летом проходят под контролем опытных
Испытано на себе
Одно только не приветствует А. Ф. Потапенко, да и всем железнодорожникам, дорожащим своим делом и гордящимся профессией, отношение к работе как к скоростному лифту точно не по душе.
— Бывает, приходит новенький — и первым делом при собеседовании речь заводит не о предстоящем деле, не о коллективе, не об обязанностях, а об уровне заработной платы, о должностном росте, — поясняет Александр Федорович свою позицию. — А ведь по большому счету еще ничего толком и
Потапенко знает, о чем говорит. Сам постигал тонкости дела в разных ипостасях. А начинал Александр Федорович после окончания в 1980 году Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта бригадиром, затем мастером и инженером в вагонном депо Льгова (Курская область). Инициативного, работящего специалиста заметили — и А. Потапенко комсомольцы избирают вначале вторым, а следом и первым секретарем Льговского райкома ВЛКСМ.
Комсомольская школа умела готовить лидеров, давала путевку в жизнь целеустремленным и преданным делу людям. Потапенко — яркий тому пример. Он сочетал работу на производстве с общественной. В должности начальника вагонного депо Льгова он входит в состав бюро Льговского РК КПСС, а в 1993 году избиратели проголосовали за него на выборах в Государственную Думу первого созыва, а затем — и второго. С 2001 года А. Потапенко работает заместителем начальника
Две записи — две вехи трудового пути
— Коллектив у нас заслуживает самых добрых слов,— говорит А. Ф. Потапенко.— В нем работают специалисты высокой квалификации. Самый высокий разряд — восьмой, но подавляющее большинство работников имеют пятый, шестой. Главное требование — к безопасности движения. Железнодорожники, входящие в группы риска, проходят специальное обучение. А в целом — для всех работников обязательны курсы повышения квалификации, на которых каждый сотрудник обязательно учится раз в два года.
Проводится аттестация специалистов, в том числе — на повышение разряда. Высокий уровень работников — для нас главное. Как и забота о людях. В рамках коллективного договора обеспечивается достойная социальная поддержка работников, действует система льгот, в том числе на проезд в железнодорожном транспорте, оплату путевок в дома отдыха и санатории. Железнодорожники имеют право на бесплатные медицинское обслуживание и проезд в пригородных поездах.
Мы действенно поддерживаем наших ветеранов, стремимся поощрять тех, кто занимается физкультурой и спортом,— им профсоюзная организация помогает приобретать абонементы в спортивные комплексы и залы, в бассейн. Уважение к человеку труда, достойная заработная плата, хороший социальный пакет в сочетании с привязанностью к делу, коллективу, традициям способствует тому, что на железной дороге много династий: бывает, здесь работают семьями. И, как правило, наша система не терпит летунов. У железнодорожников в подавляющем большинстве в трудовой книжке всего две записи: первая — «принят на работу», вторая — «уволен в связи с уходом на пенсию»…
И это говорит о многом, если не обо всем…
За наставничество — спасибо!
Примеров успешного восхождения по служебной лестнице в системе железной дороги немало. Чаще всего люди, достигшие большого профессионального мастерства и управленческих высот, начинали свою трудовую биографию, в зависимости от базового образования, или рабочими, или бригадирами, или мастерами. Например, Игорь Алексеевич Волохов, сегодня заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов МЖД, начинал монтёром пути на станции
— Наставники у меня были хорошие,— делает вывод о своей успешной карьере Игорь Алексеевич.— Это С. А. Вязанкин, который возглавлял Тульское отделение МЖД, а сейчас — главный инженер Московской железной дороги, он многому меня научил и в выстраивании отношений с членами коллектива, и в подходах к делу. С большой признательностью вспоминаю своего наставника в Узловой — Р. У. Абидова. Да и сам я уже давно наставник и горжусь своими учениками, особенно, например, путейцем О. Н. Шалимовым, ревизором Ю. В. Гниломедовым… Они умеют работать на опережение и предупреждение, вовремя выявляют недочеты — и это главное на железной дороге…
Именно такого принципа придерживаются все железнодорожники, преданные делу, вросшие в профессию, знающие ее специфику досконально и чтущие традиции. Недаром у железнодорожников очень сильны династии.
Трудовой стаж — века!
375 лет в общей сложности трудятся на железной дороге представители трудовой династии Оленевых, основателем которой был Иван Тихонович Оленев, работавший слесарем, кочегаром, помощником машиниста паровоза локомотивного депо Узловая с 1896 по 1936 годы. Его сын, Павел Иванович Оленев, был машинистом I класса, почетным железнодорожником, а начинал слесарем, кочегаром. И только потом учился водить поезда. Он прошел войну, имел немало правительственных наград и проработал на железнодорожном транспорте 40 лет, до своего ухода из жизни. В депо Узловая работали его сестра Любовь Ивановна и брат Борис Иванович, погибший 17 декабря 1942 года у деревни Самодуровка Воронежской области. Его имя хранит стела Памяти 1941–1945 гг., установленная железнодорожниками. И вторая сестра Павла Ивановича — Таисия Ивановна (по мужу Рожкова) тоже начинала свой трудовой путь в паровозном депо. А потом железнодорожную эстафету приняли внуки основателя трудовой династии и их жёны. Таковых четверо.
Четвертое поколение Оленевых представляют правнуки. По сей день в должности инженера технологического отдела вагонного ремонтного депо Узловая работают Геннадий Валерьевич Оленев и его супруга Ирина Александровна. Она —
— И она у нас далеко не единственная,— говорит заместитель председателя профсоюзного комитета Московской железной дороги по Тульскому региону Борис Петрович Парамонов, тоже потомственный железнодорожник, начинавший свой путь в профессию с ученика слесаря в локомотивном депо Узловая.— Например, династия Хозяиновых представлена семью железнодорожниками, общий стаж которых насчитывает 171 год. Её основатель Владимир Яковлевич Хозяинов работал машинистом паровоза и тепловоза локомотивного депо Узловая с 1956 года по 1986 год. Его два сына и их жёны проработали на железной дороге десятки лет. Сергей Владимирович был
А сегодня уже его сын Алексей Сергеевич — один из опытнейших наставников. У него высшее специальное образование, и он прошел все ступени наращивания железнодорожного мастерства: помощник машиниста в локомотивном депо Тула, машинист тепловоза,
По цепочке
На железной дороге своей трудовой династийностью гордятся, словно королевской кровью. И в основе гордости — большое мастерство, отличная дисциплина, преданность делу, без которого немыслима жизнь специалистов высокого класса. Говоришь с железнодорожниками, а вспоминаешь образы, книжные и киношные, представителей семьи корабелов — Журбиных. Понятно почему — истинный патриотизм как раз определяется ответственным отношением к своей работе, коллективу, предприятию, а не лозунгами и призывами.
25 лет работает старшим осмотрщиком Александр Александрович Кораблин, передовик, наставник, который подготовил немало специалистов, сегодня уже тоже наставников. Сам же опыт перенимал у своего отца Александра Николаевича, старшего осмотрщика, почетного железнодорожника. Сейчас А. Н. Кораблин — на заслуженном отдыхе, но смену себе подготовил профессиональную. По всем статьям — даже в медицине и экономике. Его невестка, жена А. А. Кораблина Светлана Анатольевна — главная медицинская сестра железнодорожной больницы, их дочь в том же лечебном заведении — маркетолог. Вполне вероятно, что и восьмилетний сынишка станет железнодорожником.
— Работа у нас очень ответственная,— говорит А. А. Кораблин.— Контроль за работой подчиненных жесткий, к тому же их нужно грамотно организовать, объяснить задачи по осмотру вагонов, оценке их технического состояния. Это же вопросы безопасности! Мне любовь к профессии передал отец, и я в нее врос, с огромным уважением отношусь к людям, которые хотят и умеют работать. А те, кто не может вписаться в наш ритм, как правило, уходят уже на стадии обучения. Но куда больше остаются — и прикипают к делу навсегда. Как мои ученики Александр Киреев, Борис Зотов, Владимир Харитонов. Кстати, Зотов — уже и сам наставник, причем талантливый, умеющий найти подход к людям…
Десяти ученикам помог получить билет в будущее машинист I класса Андрей Вячеславович Тушин. После окончания Сафоновского училища он начинал помощником машиниста. Примером для него стал родной дядя, почетный железнодорожник В. А. Баулин, который всегда с огромным уважением отзывался о своей работе путейского мастера, о железной дисциплине и сплоченности коллектива, о важности для страны дела, которому служил. Так что выбор трудового пути у Андрея Вячеславовича был осознанным, и он горд тем, что и его ученики, например В. Кобяков, ставший, как и учитель, машинистом I класса, достойны высокого звания — железнодорожник!
— Мы постоянно совершенствуемся в работе, повышаем классность, минимум один раз в пять лет ее подтверждаем. Сдаем экзамен строгой комиссии. Учимся, осваиваем новую технику и современные приемы работы, повышаем квалификацию,— говорит А. Тушин, машинист поезда дальнего следования «Тула — Москва», «Москва — Тула».— Так должно быть и так будет всегда, поскольку у всех железнодорожников нужная людям России очень ответственная и непростая работа.
В канун нашего праздника хочу всем своим коллегам пожелать здоровья, стабильности, профессионализма, благополучия. И удачи! Счастья вам и зеленого света, железнодорожники!